Таблица влияние выдающихся людей на общественное развитие. Влияние выдающихся людей в общественное развитие

Многие великие правители-реформаторы, полководцы, ученые и даже философы могут претендовать на то, чтобы их назвали самыми великими людьми в истории человечества. Но сложно рассматривать достижения человека в отрыве от эпохи. Эпохи Ренессанса и Просвещения, а также научная революция XX столетия изменили облик мира, но эти прорывы в человеческой истории были связаны с деятельностью многих выдающихся людей.

Достижения некоторых талантливых людей не пережили их самих. Многие достигали высот в связке с другими, и их заслуги не разделяются. Попробуем выделить несколько личностей в мировой истории, чьи поступки и идеи повлияли на дальнейший ход исторического процесса. Последствия их деяний ощущаются даже сейчас.

У истоков европейской науки: Аристотель

Аристотель – редкий пример ученика, который превзошел своего гениального наставника. Он не стеснялся критиковать взгляды учителя, и его поговорка, посвященная этому, вошла в историю. Платон был гениальным философом, но его взгляды касались вопросов философии, этики и политологии. Аристотель пошел дальше.

Выходец из незначительного города Стагира приехал в Афины, где создал собственную философскую школу. Ее воспитанниками были многие философы и даже известные политики, но ни один из них не внес вклад в историю, сопоставимый с основателем.

Аристотель создал учение о первоначалах сущего. Он ввел в мировую философию принцип развития, создал систему философских категорий и уровней сущего. Стагирит был основоположником логики как науки. Он изучал вопросы этики и разработал учение о добродетелях. В области космологии он отстаивал идею шарообразной Земли.

В сочинении «Государство» Аристотель изучил сильные и слабые стороны разных форм правления и выдвинул свою, реалистичную, идею государства. Его труд по истории Афинского государственного устройства – пример исторического сочинения.

Кроме этого, ученый из Афин писал труды по всем доступным тогда областям знания – биологии, зоологии, поэтике (где изучал театральное искусство). Труды Аристотеля изучали философы Средних веков в Европе и Мусульманском мире. Его с полным основанием можно поставить у истоков современной науки.

Александр Великий: создание нового мира

В мировой истории было много полководцев, чей счет побед исчислялся десятками. Александр разбил в нескольких боях армию крупнейшей империи, взял самые укрепленные города того времени и дошел до Пенджаба. Созданная им империя развалилась уже через несколько десятилетий после его смерти, но на ее осколках появились новые государства.

Царь Македонии был одержим идеей соединить под своей властью Запад и Восток. Идея отчасти удалась. После его походов Средиземноморье стало другим миром. Греки и раньше служили восточным правителям. Но теперь сердце греческой цивилизации стало биться в Азии и Египте. Александрийский музейон стал величайшим центром интеллектуальной жизни – здесь жили философы, ученые и поэты всего Средиземноморья. В библиотеке были собраны самые важные научные сочинения. Здесь на греческий язык перевели Ветхий Завет. Не отставал от него и Пергам, чья библиотека тоже стала научным центром.

Эллинизм вызвал оживление и изменения в литературе, скульптуре и архитектуре эллинов. Появились новые традиции и идеи, связанные с восточным влиянием. Позднее к этому миру приобщится и Римская республика, чья культура будет формироваться под влиянием эллинистической.

Александр не имел прямого отношения к большей части процессов. Но именно его завоевания создали мир, в котором было возможно появление Александрийского музейона и Пергамской библиотеки.

Пророк Мухаммед: создание новой религии

К Мохаммеду и религии Ислам можно относиться по-разному. Много веков арабские племена кочевали по просторам Аравии. Они были вассалами или союзниками могущественных империй. Кочевники устраивали кровавые войны между собой, слагали оригинальные и сложные стихи, почитали множество богов.

В первой половине VII столетия в Мекке начал проповедовать Мухаммед. Он сумел преодолеть вражду соплеменников и собрать группу сторонников. С ними он ушел в Медину, но после серии битв победил врагов и добился объединения двух городов под своим авторитетом.

Враги Мухаммеда приняли его религиозное учение и стали его соратниками. Вероучение Ислама предполагало экспансию – после смерти Пророка арабские армии покинули Аравию. Ведомые учением Мухаммеда арабы уничтожили Сасанидскую империю и завоевали обширные территории Византийской. Они не остановились на этом и подчинили территории Испании, Средней Азии и островов Средиземноморья.

Сейчас Ислам исповедуют около 1,5 миллиарда жителей планеты. Это государственная религия 28 стран, а общины последователей Пророка находятся в 122 государствах. Это доказательство влияния пророка Мухаммеда на историю, чьи действия изменили жизнь не только его соплеменников, но и многих отдаленных народов.

Карл Великий: у истоков современной Европы

После медленного угасания Римской империи на западе Европа погрузилась в темноту Раннего Средневековья. Сократилось население: некоторые регионы обезлюдели. По территории Европы прокатилось несколько эпидемий и разрушительных войн.

Даже в этих условиях наследия римской цивилизации и науки не были забыты. Но эпохи V - VIII столетий выделяются как трудные и темные времена. В 768 году королем Франкского королевства стал Карл, вошедший в историю под прозванием Великий. Это был решительный государь, который много воевал с соседями и раздвинул границы Франкского королевства, а в 800 году был коронован как император.

Его империя включала часть восточной Испании, Италию до Рима, территорию современной Германии. Зависимыми от него были авары и многочисленные славянские народы: моравы, чехи, ободриты, сербы.

Император прославился не только победоносными войнами. Он привлекал к своему двору образованных людей и строил школы. Была организована Академия, членами которой были умнейшие люди его эпохи – монах Алкуин, историк Павел Диакон, биограф Эйнхард. Учеником Алкуина был автор одной из средневековых энциклопедий Рабан Мавр.

В школах, организованных в империи Карла Великого, учились дети дворян и клирики. Они изучали семь свободных искусств, канон которых сложился ранее,. «Каролингский минускул», способ написания букв, ставший основой современного алфавита большинства западных стран. При дворе Карла царило преклонение перед римской литературой, и делались копии сочинений на латыни.

После смерти Карла Великого последовал распад его империи. Оформленный в 843 году раздел империи на три государства заложил основы современных Италии, Германии и Франции.

Идеология, изменившая историю: Карл Маркс

Один из величайших (по мнению многих) мыслителей XIX столетия – Карл Маркс. Он родился в Пруссии, но большую часть своей жизни провел в Великобритании и умер в Лондоне. Разработанные им идеи и труды определили ход истории следующего столетия.

Формирование Маркса как мыслителя шло под влиянием философии Гегеля. Маркс критиковал своего предшественника, но, опираясь на его диалектический метод, сформировал свою концепцию диалектического материализма. Он ввел собственное материалистическое понимание хода исторического процесса, которое продолжает использоваться и в современной науке.

Наконец, Маркс создал труд «Капитал», в котором рассмотрел противоречия современного ему капиталистического общества. Он показал сущность конфликтов между капиталистами и рабочими, а также внутри этих классов. Он обосновал неизбежность смены капитализма социализмом.

Идеи Маркса повлияли на всех мыслителей левого толка XX века. Практическое приложение этих идей было сделано строителями СССР и других социалистических государств. В XXI веке продолжают существовать социалистические государства, а сторонники этой идеологии верят в конечную победу социализма. У основания этого исторического процесса оказались идеи Карла Маркса.

Самые великие люди в истории человечества – личности, которые в одиночку или при участии соратников-исполнителей, изменили ход истории или направили его в нужном направлении. Это влияние проявлялось в разном – развитии науки, создании новой религии или идеологии, изменении политической карты мира, которое создало новые условия для развития цивилизации. Результат деятельности этих личностей смог в полной мере проявиться через годы и десятилетия после их смерти.

Он защитил диссертацию, в которой пытался найти «законы зарождения» всех органических тел, и в соответствии с этим он последовательно рассматривал в ней «зарождение растений», «зарождение животных» и, наконец, «общие законы зарождения органических тел». Вольф сделал важное открытие, изучая развитие стеблей, листьев и цветов. Он обнаружил, что у вершин каждого растущего побега есть особая «точка или поверхность роста». До Вольфа процесс «развертывания» (evolutio) почки, цветка и листа был классическим примером преформации. Утверждение Вольфа, что внутри всякой листовой почки не находится сколько-нибудь заметных листьев», а лишь «внутренняя субстанция растений», зарождающая из себя зачатки листьев, явилось исходным пунктом нового принципа развития. Другое важное открытие делает К.Ф. Вольф, проследив развитие цветка. Свое завершение учение о метаморфозе растения получил у него в работе петербургского периода (1767г.), в которой он заявляет: «Во всем растении, части которого на первый взгляд столь необыкновенно разнообразны, я усматриваю по зрелом рассмотрении ничего более как листья и стебель... Все части растения, за исключением стебля, являются, следовательно, лишь измененными листьями». Это учение о метаморфозе растения является бесспорной исторической заслугой К.Ф. Вольфа. Также он наблюдал за развитием насиживаемым куриным яйцом. Он обнаружил образование «кровяных островков», которые затем превращаются в кровь и кровеносные сосуды; он описал образование конечностей, первичных почек и ряда других органов. Таковы вкратце наблюдения Вольфа, позволившие ему отвергнуть теорию преформации и выдвинуть идею о подлинном развитии растений и животных. В 1767 г. Вольф приезжает в Россию, и в сентябре того же года представляет к печати свой новый труд «Об образовании кишечника у цыпленка». Это наиболее зрелый труд К.Ф. Вольфа - строго научный трактат, в которых он воздерживается от поспешных натурфилософских обобщений; он формулирует общий принцип развития органов: «Часть, которая в завершенном виде имеет внутреннюю полость или же представляет трубку или резервуар, в своем первоначальном состоянии была открытой и растянутой в виде известного рода простой пластинки, края которой были понуждены к складыванию друг с другом для образования цельного канала». К.Ф. Вольф неустанно повторял, что обнаруженные им закономерности являются «основным доказательством эпигенеза». Благодаря коллекции Кунсткамеры, он написал многочисленные анатомические работы, публиковавшиеся в течение 25 лет ежегодно в трудах Петербургской Академии и написал не менее 1000 страниц, описания особо интересных, с его точки зрения, уродов, до сих пор неопубликованное.

1. Приведите примеры выдающихся людей, принадлежащих к разным расам. Заполните таблицу

Сфера деятельности Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса
Политические деятели Михаил Горбачев, Ангела Меркель, Шарль де Голль Мао Дзедун, Ясир Арафат, Акихито Нельсон Манделла, Мартин Лютер Кинг, Барак Абама
Актеры Никита Михалков, Бриджит Бардо, Жан-Поль Бельмондо Брюс Ли, Джеки Чан, Миура Харума Деймон Уэйнс, Эдди Мерфи, Ванесса Уильямс
Музыканты Людвиг ван Бетховен, Мстислав Растропович, Никколо Паганини Ванесса Мэй, Виктор Цой Луи Армстронг, Майкл Джексон, Джими Хендрикс
Спортсмены Михаэль Шумахер, Андре Агасси, Сергей Бубка Пак Чжи Сун, Константин Дзю Мухамед Али, Майкл Джордан, Пеле

2. Сопоставьте карту «Государства мира» в атласе и карту на рисунке 101 в учебнике. Приведите по два примера стран, в населении которых преобладают представители разных рас.

Европеоидная: Великобритания, Дания

Монголоидная: Монголия, Япония

Негроидная: Сомали, Чад

3. С помощью дополнительных источников информации приведите примеры стран с самой большой численностью населения. Укажите, на каком материке расположена каждая страна.

а) Китай - Евразия

б) Индия - Евразия

в) США - Северная Америка

г) Индонезия - Евразия

д) Бразилия - Южная Америка

е) Пакистан - Евразия

4. К какому типу относится ваш населённый пункт?

Ответ: Наш населенный пункт относится к средним городам.

Сколько людей в нём проживает?

Ответ: В нем проживает 60 тысяч человек.

Где работают люди, живущие в вашем населённом пункте?

Ответ: В основном люди работают на промышленных предприятиях и сфере услуг.

5. Какие стихийные природные явления могут случиться в вашей местности?

Составьте памятку «Правила поведения при землетрясении» по плану.

Можно ли предупредить о надвигающемся стихийном бедствии заранее?

Ответ: Предупредить о землетрясении невозможно.

Где лучше переждать бедствие? Что нужно взять с собой?

Ответ: Лучше всего переждать землетрясение на улице, на территории, удаленной от построек, деревьев. Выходя на улицу, необходимо взять документы, деньги, небольшую емкость с водой, немного еды, необходимые медикаменты.

Где лучше находиться, если стихийное бедствие застало вас дома?

Ответ: Если же землетрясение застало в доме, необходимо стать в дверной проем или угол комнаты. Можно также укрыться под столом, кроватью.

Что нужно сделать дома до наступления стихийного бедствия?

Ответ: Перекрыть газ, воду, выключить из розеток электроприборы. Предупредить соседей, родственников.

Какие правила следует соблюдать сразу после окончания стихийного бедствия?

Ответ: После землетрясения необходимо следить за оповещениями, так как возможны повторные толчки. Заходить в помещения только после разрешения соответствующих служб.

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

Задание № 12. Выберите один вариант ответа:

Социальная структура общества - это:

А) основа общества;

Б) организация общества;

В) виды социальных общностей и отношения между ними;

Г) строение общества в целом.

Задание № 13. Выберите один вариант ответа:

Социальная общность - это:

А) умозрительная абстракция,

Б) совокупность индивидов;

В) самостоятельный субъект социального действия, образованный на базе сущностных признаков.

Задание № 14. Выберите один вариант ответа:

Социальный статус - это:

А) степень признания обществом достоинства личности,

Б) положение индивида или группы в социальной системе, связанное с определенной совокупностью прав, обязанностей;

В) целостность социальных свойств человека, результат общественного развития индивида.

Задание №15. Какой из перечисленных статусов является приписанным, а какой достигнутым?

Укажите типы социальных статусов:

А) Дворянин Г) Царь Ё) Негр

Б) Экономист Д) Преступник Ж) Депутат

В) Президент Е) Безработный

Задание 16. Что из перечисленного относится к социальным институтам?

Б)Трудовой коллектив Е)Система образования

В)Дуэль Ё)Морское пароходство

Г)Система здравоохранения Ж)Общество садоводов

Д)Государство

Задание № 17. Выберите один вариант ответа:

Что такое социальная роль:

А) модель поведения, соответствующая социальному статусу;

Б) то, что человек хотел бы делать в жизни;

В) желание предстать перед другими в определенном образе.

Задание № 18. Выберите один вариант ответа:

Как называется изменение социального статуса личности

Б) карьера;

В) социальная мобильность.

Задание № 19. С какими основными социологическими понятиями связано понятие социального института?

Асоциальная стратификация. Д) Совокупность социальных статусов и

В) Социальные процессы. ролей.

Б) Социальная мобильность Е) Социальные движения.

Г) Социальные организации. Ё) Социально-демографические

Характеристики людей.

Задание № 20. Выберите один вариант ответа:

Социальный конфликт - это"

А) социальная напряженность,

Б) борьба мнений;

В) субъективное осознание людьми противоречивости своих интересов,

Г) конфликтность

Задание № 21 Выберите один вариант ответа

Объект конфликта - это

A) предметы быта, культуры,

Б) фрагмент материальной, социальной, политической реальности, который служит основанием этой проблемы (территория, недра, распределение власти, язык и др.);

B) столкновение интересов по поводу распределения материальных и иных благ и выгод.

Задание № 22 Что в социологии понимается под "выборкой"?

А) отбор респондентов,

Б) выбор методов исследования,

В) отбор объективной информации.

Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой

человек, с прекрасными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

Назовите 6 выдающихся людей нашего времени. Обьясните в чём их заслуги. Я начала с Тайры Бэнкс- знаменитой модели и телеведущей, думаю, что правильно

было бы написать ещё Джоану Роулинг- выдающуюся писательницу, а дальше... Помогите пожалуйста.