Плещеев весна как воздух чист. Анализ стихотворения весна, весна как воздух чист баратынского

Анализ стихотворения Весна весна как воздух чист Баратынского с планом кратко 6 класс

План

1.Описание весны

2.Звуки и запахи весны

3.Смысл

Известное стихотворение Е. А. Баратынского, написанное в 19 веке представляет собой образец русской весны. В своем стихотворение автор стремится, как можно нежнее и глубже нарисовать картину наступающей поры. Он очень трепетно рассказывает о солнечных лучах, ветерке, жаворонке. Слова, которые подбирает поэт полностью олицетворяют настроение наступающих дней. С первых строчек картина о весне передается читателям в радостном ликующем тоне.

Обилие возвышенных интонаций полностью насыщает стихотворение теплом весенних дней. Читая строки полностью погружаешься в атмосферу пробудившейся природы, в солнечный день. В нем "ясный небосклон", "летают облака"," древа обнажены", "блестят ручьи"... Душевный отклик находит каждая строчка стиха. Радость от прихода весны пропитано все сочинение поэта, которое передается читателям в волнительном тоне.

Поэт не только красочно описывает весну, но и передает ее звуки и запахи. Словно ожила природа после зимних дней: шумят ручьи, жаворонок поет, ветхий лист шумен... Подобранные слова заставляют почувствовать приближение чуда. Короткие описания предлагают читателям представить последующие картины, окрасить их самостоятельно.

"Река несет...поднятый ею лед", — строки рождающие в воображение бурную картину уверенно наступившей весны. Хрустящий, ломающийся лед надолго покидает места, освобождая место для нового этапа природы. Поэт наделяет свое творение и запахами, чтобы читатель мог лучше понять окружающую обстановку.

Слова "лист душист" предлагает читателю ощутить ароматы лесной жизни. Почувствовать вкус весны, окунуться в дивную романтическую пору. Жаворонок, тем временем, в ясный день возвещает всем слышащим о приходе долгожданной весны. "Заздравный гимн", —так назвал песнь птицы автор стихотворения.

Восхищение поэтом весеннего дня, испытываемые эмоции ощущаются на протяжении всего стихотворения. Высота слов, которыми пользуется Е.А.Баратынский помогают понять глубину действия, широкий размах весны, ее неизбежность и могущество. Автор — лирический герой, переполненный чувствами к новизне вживается в нарисованный им весенний пейзаж. Душа его рвется к романтическим настроениям. Наступление весны пробуждают душу героя. Она везде, она на небе и земле, она с жаворонком, с ручьем, с деревом.

При прочтении трогательных строчек чувствуется, что автор полностью сливается с природой. Каждый весенний день он полностью проживает без остатка. Наслаждается ясными днями, испытывает восторг от переполняющих чувств к весеннему перевоплощению. Живое стихотворение о долгожданном времени года заставляет читателя желать ее прихода. Искупаться в солнечных днях и послушать звуки природы доступно каждому человеку.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Весна, весна! Как воздух чист!.."

Особенностью русской поэзии начала XIX века является сочетание душевной ранимости тонкой натуры с огромной любовью к природе родного края. Ярким и запоминающимся представителем стихотворного жанра о природе стал Е. А. Баратынский. В его знаменитом творении «Весна, весна! Как воздух чист!» очень тонко передаются чувства и эмоции, настроение поэта.

С первых строчек открывается читателю сила и глубина, переполняющая автора от увиденного им момента пробуждения природы. Чтение этих строчек невольно мысленно переносит читателя на весенний луг и помогает пережить эмоциональный подъем и радость от прихода весны. Легкость, ритмичность стихотворения и простота фраз прекрасно передают настроение Баратынского. Употребляя после многих фраз восклицательный знак, автор как бы передает читателю свое восхищение и радость души. «Шумят ручьи!», «Летают облака!» «Река ревет», «Слепит мне очи небосклон» - эти фразы показывают движение природы, а употребляемые здесь эпитеты «яркая вышина, заздравный гимн» подчеркивают торжественность обстановки.

Простота фраз, которые передают возвышенное состояние души поэта при виде стремительного пробуждения природы от зимнего сна, делают это произведение очень выразительным. Чтобы показать всю силу и красоту русской природы совсем не обязательно употреблять высокопарные фразы.

Читатели вместе с поэтом погружаются в приятную атмосферу весеннего настроения, переживают вместе с ним его душевное состояние и искренне радуются приходу Весны. Яркие эпитеты, используемые по отношению к родной природе, восхищение песней жаворонка, силой реки, ломающей лед, журчанием ручья, вызывают высокие чувства и передают простоту натуры русского человека, который стремится к идеалу.

Восторг и ликование души поэта заставляет ощутить приход весны, передает в полной мере запахи и звуки, дает почувствовать ее яркие краски. Читая слова стихотворения, представляешь полноту описанных событий как на картине. Мысленно рисуешь шумную картину ледохода, которую сопровождает торжественная песня жаворонка в лучах ласкового солнца, сияющем в небесной лазури.

Поэтическая тетрадь .

Евгений Абрамович Баратынский. "Весна, весна! как воздух чист!"

Введение

http://all-biography.ru/wp-content/uploads/2014/08/Baratuynskiy-Evgeniy.jpg
Евгений Абрамович Баратынский — поэт, родился 19 февраля 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии, воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 году был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в лейб-гвардию егерский полк; в 1820 году, произведенный в унтер-офицеры, был переведен в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году, Баратынский отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 года.
Сочинения Баратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1669 и 1884 гг. Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; Общий характер лирики Баратынского — грустно-задумчивый.

Словарная работа

Лазурь - светло-синий цвет, синева (устар.)

Слепит - ослепляет, мешает видеть, смотреть.

Торжествующий - от слова торжество - 1. Победа, полный успех, 2 . Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.

Хребет - позвоночник, спина.

Ветхий - разрушающийся от старости; дряхлый.

Заздравный - исполняемый или провозглашаемый за чьё-нибудь здоровье.

Гимн - торжественная песня .

Чтение с комментированием

О чём стихотворение? (- Тема природы, приход весны.)

http://img-fotki.yandex.ru/get/15/igumnov2005.d/0_9696_649537d3_L
Как вы думаете, что чувствует поэт? (- Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление…)
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?(- Те же самые!)
Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора:

Ч то вы слышите, читая стихотворение? (- журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.)

http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/04/591967_1.jpg
С помощью чего автору удаётся передать эти звуки?

Вывод : повторяя определённые звуки, автор может передать нам то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

Обратимся к выразительным средствам:

Что? Где? Для чего?
Метафора
(олицетворение)
«Крылья ветерка»,
«хребёт» реки,
облака летают, «ласкаясь»,
лист «шумит»
Одушевление природы, природа радуется приходу весны, возрождению
эпитеты Лазурь живая,
торжествующий хребёт реки,
гимн заздравный,
вышина яркая
Показать счастье, радость природы.
сравнение «С ручьём она ручей»,
«С птичкой птичка»
Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

Вывод : используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа - это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив. В последней строфе появляется автор, его душа.

Обобщение

— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.)

— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете? (Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др. Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью) , очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.)

— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение? (Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи. (Можно поручить отдельным учащимся выбрать из текста слова и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать весну.

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.)

— Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?

— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению? (Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию живой”, “на торжествующем хребте”, “в яркой вышине”, “незримый жавронок”, “заздравный гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.)

— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны? (Олицетворения: “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа) … журчит… летает”; метафоры: “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также гиперболы: “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.)

— Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений? (Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.)

— Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения? (Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

Итоги

П ознакомились с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским. Учились анализировать поэтический текст его стихотворения "Весна, весна! как воздух чист!".

ИСТОЧНИК

http://45parallel.net/analysis/evgeniy_baratynskiy/vesna_vesna_kak_vozdukh_chist.html

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/12a3/000221fa-c79e579a.rar

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia5.html

«Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист!..» — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка.

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».