Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребёнка к школе. Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов Фонематического анализа и синтеза явля

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) Формирование фонематического восприятия;

б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка.

Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он является частью физического слуха.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем. Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки. Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целом. Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа.

Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладеют грамотным чтением и письмом.

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа :

Развитие неречевого слуха;

Развитие речевого слуха; уровень гласных; уровень слогов;

уровень слова;

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематических представлений , навыков звукового анализ

и синтеза включает в себя следующее:

    Формирование понятия о звуке и букве, гласных и согласных звуках, умения подбирать слова на заданный звук.

    Развитие умения определять место звука в слове, делить слова на слоги.

    Формирование представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

    Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Обучение элементам грамоты

    Ознакомление с буквами. Формирование умения осознано читать слоги, слова с этими буквами.

    Выкладывание букв из подручного материала.

    Различение букв с недостающими элементами.

    Формирование умения печатать буквы, слоги, слова с пройденными буквами.

Структура занятия по формированию фонетических средств языка.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия.

3. Основная часть.

4. Динамическая пауза.

5. Заключительная часть.

6. Итог занятия.

1. Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включить детей в работу, создание положительного настроя и пробуждение интереса к занятию, коррекция психофизических функций, актуализация ранее полученных знаний.

Проводится в разных вариантах, может включать в себя психогимнастику, упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, словарного запаса.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия (2-3 минуты)

Цель: Определение темы занятия, видов деятельности.

Перед детьми обычно выставляются игрушки или изображения персонажей – участников занятий, используются загадки или игры –угадайки. Дети знакомятся с ними, называют персонажей, выделяют изучаемый звук и предпочтительно самостоятельно определяют тему занятия.

3. Основная часть (10-12 минут) состоит из этапов.

I этап: Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Уточняется артикуляция – положение губ, языка, зубов при произнесении данного звука.

Уточняются акустические признаки звука: гласный- согласный; твердый- мягкий; звонкий – глухой.

Определяется место звука в в звуко- буквенном городе (В синем, красном или зеленом замке будет жить)

II этап: Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Проводится в виде игры "Поймай звук". Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов. Дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук ("ловят звук").

На начальном этапе дети видят артикуляцию педагога, а в дальнейшем играют без зрительной опоры.

III этап: Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей данного этапа является развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия, просодических компонентов речи (ритм, интонация, ударение). Слоговые сочетания могут произносится с персонажем занятия, а также в виде "вопилок", "дразнилок"; индивидуально или хором.

Дидактическая игра "Повтори за мной"; "Цепочка слов" (кот-год-крот): "Какое слово отличается" (будка-будка- буква- будка; винт- бинт- винт- винт)

IV этап: Определение места звука в слове.

На этом этапе решаются следующие задачи:

    Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительной памяти.

    Уточнение и расширение словарного запаса.

    Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Динамическая пауза (3-4 минуты).

    Снять усталость и напряжение

    Внести эмоциональный заряд

    Совершенствовать общую и мелкую моторику

    Вырабатывать четкую координацию речи и движений

Для динамической паузы используются: физминутки, логоритмика, фонетическая ритмика, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика.

5. Заключительная часть (5-7минут)

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и связной речи.

Дидактические игры: «Чего не стало?»; «Рифмочки-нерифмушки»; «Доскажи словечко»; «Составь предложение»; «Слоговые домики»; «Слоговая пирамида»; «Слоговое домино»; «Слоговые ряды»; «Звуковые линейки»; «Звуковые фишки»; «Звуковая гусеница».

Знакомство с буквой, нахождение её в азбуке. "На что похожа буква?"

Выкладывание буквы из подручного материала, письмо в воздухе.

Чтение слогов, слов с буквой.

Следовательно, одна из важнейших задач логопеда – предупреждение нарушений чтения и письма, решается на занятиях по формированию фонетических средств языка.

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования.

При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает , в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме:

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

До начала работы над этой проблемой выпускники речевой группы уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии.

В ходе работы по данной проблеме к концу 2009-2010 учебного года у выпускников речевой группы можно констатировать более высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Для реализации этой темы мы ставили следующие задачи :

Формирование фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование правильного произношения.

Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха .

Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза .

Определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- построение моделей (схем).

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.)

Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума.

При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосочек, ниточек и кружков.

После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью.

Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата.

Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков).

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.

При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков:

Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игру «Внимательные ушки». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор.

Логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква-, а вместе «тыква».
Со- и –ва- итак, «сова».

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы).

Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам. На занятиях часто используем изображения травы и камня: трава – мягкий согласный звук, а камень – твёрдый. Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,
Значит, звонкий звук звучит.
Если тихий звук такой,
Значит, звук звучит глухой.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

«Что звучало?»

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове

Игра «Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

Игра «Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

Игра «Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 «Мальвина»

Тема: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

средствами моделирования».

Учитель-логопед : Сероокая Галина Станиславовна

Сургут
Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………… 3

1.1. Фонематическая система русского языка………………………………………...5

1.2. Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе……………..9

1.3. Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………………13


Глава 2. Основные направления коррекционной работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР

2.1Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов19


Глава 3. Моделирование, как процесс формирования навыка фонемного анализа у детей с ФФНР. 3.1 Научное обоснование использования наглядного моделирования для оптимизации обучения и развития детей……………………………………………………29 3.2 Использование наглядного моделирования в процессе коррекционной работы над формированием навыков звукового анализа и синтеза………………………..34

Глава 4. Методика проведения диагностических мероприятий.

4.1 Сущность педагогической диагностики………………………………………49 4.2 Содержание методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей с ФФНР…………………………………………………………………………51 4.3 Критерии оценки результатов……………………………………………………53


Глава 5. Технология работы………………………………………………………... 54
Глава 6. Взаимодействие с родителями………………………………………….. 60
Глава 7. Взаимодействие с педагогами…………………………………………… 64
Заключение…………………………………………………………………………... 68
Список литературы…………………………………………………………………. 71
Приложение…………………………………………………………………………. .73

1. Карточки домашних заданий

2. Перспективно - тематическое планирование

3. Анкеты для родителей

4. Консультация для родителей

5. Мастер - класс для родителей

6. Консультация для педагогов

Пояснительная записка

Выдающимися психологами установлено, что для дошкольника речь выступает прежде всего, как средство общения. «Слово и его звуковое строение, - писал Л.С. Выготский, - воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».

Для того, чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого дошкольника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей в современных условиях ролью фонематического анализа и синтеза как особого вида деятельности, который необходим для подготовки ребенка к овладению процессами чтения и письма и стимулирует развитие его интеллектуальной сферы.

В настоящее время обострились противоречия между нормативными требованиями подготовленности детей, поступающих в школу и реальным уровнем речевого развития довольно большой группы детей. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Данная категория детей составляет основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

В связи с этим, проблема формирования фонетико – фонематической системы у детей с ФФНР занимает важное место в современной логопедии.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы для логопедической практики и определил выбор темы: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста средствами моделирования в условиях логопедического пункта»

Целью данной работы является: «Систематизация способов и средств, для повышения эффективности коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников средствами моделирования, в условиях логопедического пункта».

Задачи:

1.Изучить научную литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные направления и этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

3. Определить содержание работы.

4. Разработать и апробировать перспективные планы по коррекционной работе с детьми ФФНР в условиях логопедического пункта.

5. Усовершенствовать знаково-символистическую систему (модели), с целью более эффективного развития навыков звукового анализа и синтеза.

6. Разработать картотеку индивидуальных домашних заданий по формированию звукового анализа и синтеза, для совместной работы родителей с детьми.

7. Ввести новую форму сотрудничества с родителями, используя компьютерные технологии.

8. Оценить эффективность проведенной работы.

Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР.
1.1. Фонематическая система русского языка.

Фонетика – это раздел языкознания, который изучает способы образования звуков речи и их изменения в речевом потоке. Функционирование звуков речи в языке исследует особый раздел фонетики – фонология.

Речевым потоком называется непрерывная линейная последовательность звуков, оформленная при помощи основных фонетических средств: звуки, ударение и интонация. В речевом потоке принято различать несколько единиц членения: фраза, синтагма или речевой такт, фонетическое слово, слог и конечно звук.

Фраза – это самая крупная единица членения речевого потока. Объём фразы может колебаться от одного слова до крупных речевых отрезков.

Синтагма – это интонационно не членимый смысловой отрезок речи. Объём синтагмы колеблется в пределах от одного до семи слов.

Фонетическое слово – это комплекс звуков, который объединяется одним ударением. В синтагме столько фонетических слов, сколько в ней ударений.

Слог – фонетическая единица, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. При этом каждый слог содержит в себе гласный звук, потому что гласный звук является центром русского слога. Слог – это условие существования аллофонов (вариантов) фонем. Звуки, входящие в слог, характеризуются максимальной слитностью и взаимосвязанностью при произношении. В русской фонетической системе предпочтение отдаётся открытым слогам. На основании анализа экспериментальных данных, Л. В. Бондарко утверждает, что любые фразы произносятся человеком как последовательность открытых слогов.

И, наконец, звук – это наименьшая, далее не членимая единица речевого потока, который непосредственно со значением не связана (не значимая единица речевого потока). Звук может иметь то или иное значение, когда входит в различные звуковые последовательности (комплексы).

Гласные звуки образуются при участии голоса. Голос возникает в результате вибрации в гортани связок под воздействием воздушной струи. Эта воздушная струя свободно проходит по артикуляционному аппарату, а мускульное напряжение равномерно распределяется по всем речевым органам. В образовании гласных участвует ротовой резонатор и гласные получаются разными, потому что этот резонатор может изменять свою форму и величину отверстия.

Главное же при характеристике гласных – это положение языка (вертикально, горизонтально), так как именно благодаря этому и создаются разные гласные. Язык движется по горизонтали и в результате происходят изменения гласных по ряду. Одновременно язык движется в ротовой полости по вертикали и это создаёт противопоставление гласных по подъёму.


Ряд, подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

и

ы

у

Средний

э

о

Нижний

а

Все согласные противопоставляются всем гласным по 5 признакам:

1. локализованная напряжённость;

2. наличие преграды разной по месту и способу образования ;

3. воздушная струя разной степени;

5. участие в образовании согласных разных резонаторов.

В русском языке насчитывается 37 согласных фонем, которые противопоставляются по 5-ти дифференцированным признакам:

1. место образования

2. способ образования

3. звонкость и глухость

4. твёрдость и мягкость

5. деление согласных на шумные и сонорные
Фонетико-фонематическая система человека является основным образованием инструментального уровня речевой функции. Это – система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определённой языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.

Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Это тонкий систематизирующий слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки (А. Р. Лурия).

Фонематическое восприятие – это процесс восприятия на слух определённых фонем не зависимо от позиционных признаков. Его физиологической основой являются сложные, условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления – это звуковые образцы фонем, воспринятых ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологической основой является результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – это мысленный процесс разложения целого на составляющие части: предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения частей в целое, процесс противоположный анализу, но тесно с ним взаимосвязанный и неотделимый от анализа.

Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. В. К. Орфинская относила к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, то есть распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове.

По данным В. К. Орфинской, в начальной и конечной позиции гласные выделяются легче, чем согласные. Среди гласных легче выделяются ударные гласные, чем безударные. Щелевые согласные легче выделяются, чем смычные. Смычные согласные легче выделяются в конечной позиции, а щелевые – в начальной. Твёрдые согласные легче выделяются, чем мягкие. Наибольшую трудность составляет выделение безударных гласных среди согласных, так как в такой позиции редуцированный гласный воспринимается как призвук предыдущего согласного.

Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем.

1.2. Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе.

Развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний.

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем.

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова - квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой.

Наталья Горячева

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

Узнавание неречевых звуков.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов.

Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

На первом этапе

учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это?»

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

На втором этапе

учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно).

Пример: игра «Кто позвал?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.

На третьем этапе

учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова - квазиамонимы).

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

На четвертом этапе

обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

Оборудование: мяч.

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…


Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие фонематического синтеза

Развитие фонематических представлений

Дидактическая игра «Рыбаки».

Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>.

Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.



Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л" >.

Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л" >.




Дидактическая игра «Чебурашка».

Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.


Дидактическая игра «Собери картинки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.


Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».

Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.


Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: Развитие фонематического анализа (количественного).

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.


Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.


Дидактическая игра «Поезд».

Цель: Обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.


Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: мяч.

Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком (< с > в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

Литература:

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство “Союз”, 2000.

2. Пенинг М. Г. ,Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - ЧАССР, 1970.

3. Дурова Н. В. Фонематика М. Мозаика-Синтез. 1999.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. ,1985.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М. :” Издательство ГНОМид ”, 2000.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, 1994.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. к спецкурсу. – СПб. : Образование. 1994.

8. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми М. : - Пр. 1973.

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки

детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости — ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия.

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы).

Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) Ф ормирование фонематического восприятия;

б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делят на шесть этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем.

VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализа, фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Различение неречевых звуков: громкие тихие, долгие (длинные) короткие, высокие — низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).

- «Какие звуки нарушают тишину?»;

- «Кто услышит больше звуков?»;

- «Назови звуки логопедического кабинета (групповой комнаты)»;

- «Назови звуки улицы»;

- «Вспомни звуки леса, луга, болота»;

- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»;

- «Жмурки с колокольчиком»;

- «Ладушки»;

- «Солнце или дождик?»;

- «Угадай по звуку, что делать?»;

Звучание музыкальных инструментов.

Звуки транспорта.

Звуки рабочих инструментов.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр.

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как -когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») – далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет – большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (высоким); кто плачет – мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка (высоким голосом) и т.п.

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон -факон – вагом» и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по своему звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона.

Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик – в зависимости от инструкции логопеда).

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па . Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на ; ка-ка-га-ка ; па-ба-па-па и т.д.

Логопед говорит ребенку какой-нибудь слог, например, па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый или оппозиционный. Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог, дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные - сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые – зеленый.

Понятно, что эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а; птичка поет и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а ; у-у-у-у ; и-и-и-и \ а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Вариант игры:

1) логопед произносит звуки кратко;

2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый м, зеленый -звуку у,

3) в ряд гласных а, и, у включают другие звуки, например о, ы , э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать (простукивать) слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т.п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

Затем переходят к более сложным формам анализа.

Форлшрование навыков фонематического анализа и синтеза

Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме.

Этапы формирования звуко-слогового анализа.

В данной работе можно условно выделить три этапа:

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом; двусложные с открытым слогом вата, каша; трехсложные с открытым слогом радуга, бумага; двусложные со стечением согласных тыква); определять последовательность слогов в слове и их количество.

Это помогает детям эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Процесс слогового анализа тесно связан с умением выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Работа ведется с помощью таких игр, как «Телеграф», «Отстукивание слогов», «Живые слоги». Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Развитие фонематического слуха, а именно нахождение звука в словах, воспринятых на слух и автоматизацию отдельных звуков хорошо закрепляется в играх «Красный белый», «Поймай рыбку», «Кто больше?», «Кто внимательнее?», «Кто больше придумает слов?», «Найди место для своей картинки», «Звенит – жужжит», «Слова перевертыши».

Развитие фонематического восприятия ведется параллельно с работой по закреплению звуков. Необходимо использовать такие игры и упражнения для детей, которые направлены как на развитие фонематического восприятия, так и на формирование правильного звукопроизношения.

Одни используются для закрепления звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Поезд», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Насос», «Сова», «Назови картинку», «Кто внимательней?», «Что и пропало?», «Вороны», «Соблюдай порядок», «Знаешь ли ты эти слова?», «Найди свою картинку». Другие способствуют воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определить любую позицию звука в слове: в начале, в конце, середине (игра «Как их зовут?»). Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком помогают игры «Кто в домике живет?», «Собери букет». Игры из серии «Про Незнайку» учат детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени другим звуком»). Игры на дифференциацию звуков: «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин». В игре «Найди пару» или «Звуковые часы» ребенок, передвигая стрелки по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, коза – коса и т.д. В игре «Составь слово» ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: кошка – ослик – мак (ком). Выяснить умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов позволяет игра «Поезд».

В процессе этих игр и упражнений дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять значения слов. Ознакомление детей со звуковой стороной слова это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы.