Милосердие любви. Мученичество и смирение

Учение преподобного Паисия Святогорца о смирении

Наставления преподобного Паисия Святогорца написаны простым, образным языком, подчас с юмором, проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины. Учение святого старца о смирении публикуется из его сочинения «Алфавит духовный. Избранные советы и наставления».

Смирение

В смирении заключена огромная сила. Оно разрушает любые бесовские козни. Смирение – это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места дьяволу, нет искушений. Однажды некий подвижник заставил беса читать молитву «Святый Боже». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» – пробормотал бес и на этом остановился. «Скажи “помилуй нас!”» – велел подвижник. Ну, нет, куда уж там! Если б бес произнес это, то стал бы Ангелом. Бес может сказать все что угодно, кроме «помилуй нас», потому что для этих слов нужно смирение. В молитве «помилуй нас» заключено смирение, и душа, взывающая к Божиему милосердию, получает просимое. Для любого нашего дела нужны любовь, смирение и благоговение. Это очень просто, а мы сами все усложняем. Любовь и смирение – это самый легкий путь в Царство Небесное.

Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы, добродетелей и т.п., ваши усилия будут бесплодными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, все остальное – непосредственный результат действия Божией благодати – причины всех благ, – которую привлекает смиренный человек благодаря своему доброму расположению.

«Плод же Духа: (когда человек взрастит его в себе) любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5:22–23).

В любом деле необходимы смирение, любовь, самоотверженность. Ведь это очень просто, а мы сами усложняем свою духовную жизнь. Так давайте будем, как только можем, осложнять существование сатане и облегчать жизнь человеку. Тяжелы для дьявола и легки для человека смирение и любовь. Ведь даже человек слабый, болезненный, у которого совсем нет сил для аскезы, может одолеть дьявола смирением. Из-за смирения или гордости человек в один миг может превратиться в ангела или беса. Разве много времени потребовалось для того, чтобы Ангел Денница стал дьяволом? Его падение случилось за несколько секунд. Стяжание любви и смирения – это самый легкий способ войти в Царство Небесное, поэтому нужно начать с любви и смирения, а потом уже браться за остальное.

– Почему, хотя я прошу о чем-то с верой, Бог не посылает мне этого?

– Если ты с верой просишь о чем-то, но при этом не имеешь смирения или же предрасположен к гордости, то Бог не дает этого. Вера может быть не только с «горчичное зерно», но и с целый килограмм горчицы, но если ей не соответствует такое же смирение, то Бог не будет содействовать человеку, потому что это не принесет пользы. Если у тебя есть гордость, то вера не работает.

Если мы смиряемся, то наши дела устраивает Бог, и мы познаем Его благодать, и ею живет и наша душа, и наше тело. Богу ведомо наше несовершенство, и Он хочет, чтобы и мы его осознали, для того чтобы мы отказались от своей воли и дали свободу действовать Христу. Все заключено в нашем смирении, которое привлекает Божию благодать – причину всякого добра.

Насколько человек смиряется, настолько он делается ближе к Богу, а стяжав совершенное смирение, соединяется со Христом и тогда отчетливо видит, что Он владеет всем. И душа его преисполняется доброты, благодарности и добрых помыслов, и он начинает размышлять о любви Господа, Который создал его человеком с бессмертной душой.

Даже малое дитя, которое еще не может подвизаться, способно сокрушить дьявола смирением. Конечно, дьявол обладает большой силой, но в то же время он совсем гнилой. Он с легкостью побеждает великана, но может быть сокрушен ребенком.

Господь хочет от нас только смирения, все остальное сделает Божественная благодать.

К несчастью, не все из нас смотрят на вещи духовно, а потому и самих себя лишают радости и даров Божиих, и Господа огорчают своим плачевным состоянием и ставят в сложное положение. Так как если Он даст нам какие-либо дарования, мы сразу же возгордимся (плохо еще и то, что мы своим высокомерием наносим раны душам других), если же не даст, то, видя наше злосчастное положение, будет скорбеть о нас, как любящий Отец, потому что приготовил несметные богатства, чтобы одарить нас ими.

Как хорошо было бы нам познать самих себя! Тогда смирение стало бы нашим неотъемлемым состоянием и Господь осыпал бы нас Своими богатыми дарами. Тогда прекратилось бы действие духовных законов («возносящийся смирится»), ибо мы всегда были бы смиренны, избегали падений и неизменно находились бы под покровом Божией благодати.

Люди, живущие глубокой духовной жизнью, обладают подлинным смирением, и потому, будучи истинными звездами, летящими в духовном пространстве с неимоверной скоростью, они движутся так скромно и неприметно, так что никто этого не замечает, несмотря на их величину. Они прячутся в небесных глубинах и потому кажутся другим людям теплящимися лампадками, излучающими тихий свет.

Смиренных людей можно также сравнить с соловьями, которые прячутся от чужих глаз и своим дивным пением наполняют души людей радостью, днем и ночью прославляя своего Творца. Гордецы же ведут себя как куры, кудахчущие так оглушительно, как будто снесенное ими яйцо размером с нашу планету.

Виновником большинства искушений бывает наша самость, когда в отношениях с ближними мы проявляем эгоизм, то есть причиной наших действий является личный расчет – мы стремимся возвысить себя и добиться собственных целей. Но на небо поднимаются не посредством мирского восхождения, а благодаря духовному спуску. Тот, кто не возносится высоко, всегда двигается уверенно и никогда не падает, поэтому будем стараться искоренить из своей души мирское тщеславие и стремление к мирским успехам, ибо они являются неудачами духовными, будем презирать свое явное и тайное самолюбие и человекоугодничество, чтобы всей душой возлюбить Бога. Наше время отличается не смиренным безмолвием, а пустозвонством и дешевой сенсационностью, а духовная жизнь любит тишину. Хорошо, если мы будем нести посильный подвиг добросовестно, избегая шумихи, не беря на себя то, что превышает наши возможности, иначе это повредит нашей душе и телу, а часто будет и в ущерб Церкви.

Не получит пользы тот, кто натирает себе мозоли на коленях от многочисленных поклонов и при этом не устраивает себе нагоняй с помощью смирения. Тот, кто просит у Бога дать ему смирения, но не принимает человека, которого Господь посылает ему для смирения, не понимает, о чем просит, потому что добродетель нельзя купить в магазине как товар. Бог посылает нам людей для нашего испытания, чтобы мы приложили усилия, взрастили в себе смирение и обрели венец.

В человеке смиренном всегда живет любовь, потому что эти добродетели – смирение и любовь – родные сестры. По ним Ангелы узнают истинных чад Божиих, с любовью принимают их души, беспрепятственно проводят через воздушные мытарства и возносят к всемилостивому Небесному Отцу.

Справка

Преподобный Паисий Святогорец (Арсений Эзнепидис) родился в Каппадокии 25 июля 1924 г. Вырос в Греции. С детских лет вел подвижническую жизнь. В 1950 г. стал монахом, подвизался по большей части на Святой Афонской Горе, а также в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Нес исключительные аскетические подвиги и был щедро наделен от Господа многообразными благодатными дарованиями.

После божественного призвания духовно окорм¬лял тысячи людей. Почил о Господе 12 июля 1994 г. Похоронен в основанном им женском монастыре Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник. Канонизирован 13 января 2015 г. Память – 12 июля.

«Диавол входит в человека, у которого в сердце есть грязь. К чистому созданию Божию диавол не приближается . Если сердце человека очистится от грязи, то враг убегает и снова приходит Христос…

Если грех живет в человеке долгое время, то, естественно, диавол приобретает над этим человеком большие права»

Старец Паисий Святогорец

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): Человек порабощается страстями, дав диаволу права над собой . Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага… Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло…

Если человек уклоняется от заповедей Божиих, то его борют страсти. И если человек предоставил страсти бороть его, то потом для этого не нужен и диавол. Ведь у бесов тоже есть «специализация». Они простукивают человека, выискивают, где у него «болит», стремятся выявить его немощь и, таким образом, побороть его. Надо быть внимательными, закрывать окна и двери – то есть наши чувства. Надо не оставлять для лукавого открытых трещин, не давать ему пролезать через них внутрь. В этих трещинах и пробоинах наши слабые места. Если оставить врагу даже маленькую трещинку, то он может протиснуться внутрь и причинить тебе вред. Диавол входит в человека, у которого в сердце есть грязь. К чистому созданию Божию диавол не приближается . Если сердце человека очистится от грязи, то враг убегает и снова приходит Христос. Как свинья, не найдя грязи, хрюкает и уходит, так и диавол не приближается к сердцу, не имеющему нечистоты. Да и что он забыл в сердце чистом и смиренном? Итак, если мы увидим, что наш дом – сердце – стал вражеским обиталищем – избушкой на курьих ножках, то мы должны ее немедленно разрушить, чтобы ушел тангалашка (бес-искуситель) – наш злобный квартиросъемщик. Ведь если грех живет в человеке долгое время, то, естественно, диавол приобретает над этим человеком большие права .

Не будем заводить с тангалашкой бесед

Надо иметь духовную отвагу, презирать диавола и все его лукавые помыслы-«телеграммы». Не будем заводить с тангалашкой бесед. Даже все адвокаты на свете, соберись они вместе, не смогли бы переспорить одного маленького диаволенка. Прекращение бесед с искусителем очень поможет тому, чтобы порвать с ним связи и избежать искушений. С нами что-то случилось? С нами несправедливо обошлись? Нас обругали? Испытаем, не виноваты ли мы в этом сами . Если не виноваты, то нас ждет мзда. На этом надо остановиться: углубляться не нужно. Если человек продолжит беседовать с тангалашкой, то тот ему потом таких кружев наплетет, такую свистопляску устроит… Тангалашка внушает исследовать происшедшее по законам его, тангалашкиной, «правды» и доводит человека до ожесточения…

Диавол безсилен

— Геронда, помысл говорит мне, что диавол обладает огромной силой, особенно в наши дни.

— Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия. Сатана корчит из себя всесильного, но не справляется с этой ролью. Он кажется сильным, но на самом деле совершенно бессилен. Многие из его разрушительных планов разваливаются, еще не начав осуществляться. Неужели отец – очень хороший и добрый – позволил бы какой-то там шпане бить своих детей?

— А я, Геронда, боюсь тангалашек.

— Чего ты их боишься? У тангалашек нет никакой силы. Христос всесилен, а диавол – самое настоящее гнилье. Разве ты не носишь на себе крест? Диавольское оружие силы не имеет. Христос вооружил нас Своим Крестом. Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем наше духовное оружие.
Был случай, когда один православный священник показал колдуну маленький крестик и тем самым привел в трепет беса, которого этот колдун призвал своим чародейством.

— А почему он так боится Креста?

— Потому что, когда Христос приял оплевания, заушения и побои, тогда сокрушились царство и власть диавола. Каким же удивительным образом Христос одержал над ним победу! «Тростью сокрушилась держава диавола», — говорит один Святой. То есть власть диавола сокрушилась, когда Христу был нанесен последний удар тростью по голове. Стало быть, оборонительное духовное средство против диавола – терпение, а сильнейшее оружие против него – смирение. Сокрушение диавола есть самый целебный бальзам, излитый Христом во время Его Крестной Жертвы. После Распятия Христа диавол – словно змея, лишенная яда, словно пес с вырванными зубами. У диавола отнята его ядовитая сила, у псов, то есть бесов, вырваны зубы. Они сейчас обезоружены, а мы вооружены Крестом. Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права. Они только и могут что дебоширить – власти-то у них нет…

— Геронда, а как выглядит диавол?

— Знаешь, какой он «красавчик»? Ни в сказке сказать, ни пером описать. Если бы ты только его увидела!… Как (премудро) любовь Божия не позволяет человеку видеть диавола! Увидев его, большинство умерло бы от страха. Подумай, если бы люди видели, как он действует, если бы увидели, до чего он «хорош» собой!..

— Геронда, бесы стали такими страшилами после своего падения, после того, как они превратились из ангелов в демонов?

— Конечно, после. Они сейчас такие, словно их молнией ударило. Если молния попадает в дерево, то разве оно не становится в мгновение ока обгорелым бревном? Вот и они сейчас такие, словно в них попала молния…

Диавол глуп

— Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?

— Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всем будет ошибаться. Ведь диавол – это такая темнотища! «Видимость – ноль»! Предположим, у меня есть какой-то добрый помысл. Диавол о нем не знает. Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает. Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце.

Все это очень тонко. Помните случай с Аввой Макарием? Однажды он встретил диавола, который возвращался из ближайшей пустыни. Он ходил туда искушать живших там монахов. Диавол сказал Авве Макарию: «Вся братия очень жестока со мной, кроме одного моего друга, который слушается меня и, когда видит меня, крутится, как веретено». – «Кто этот брат?» — спросил Авва Макарий. «Его имя Феопемпт», — ответил диавол. Преподобный пошел в пустыню и нашел этого брата. Очень тактично он привел его к откровению помыслов и духовно помог ему. Снова повстречавшись с диаволом, Авва Макарий спросил его о братьях, живущих в пустыне. «Все они очень жестоки со мной, — ответил ему диавол. – И что хуже всего, тот, кто прежде был моим другом, не знаю отчего, изменился и сейчас он самый жестокий из всех». Диавол не знал, что Авва Макарий ходил к брату и исправил его, потому что Преподобный действовал смиренно, от любви. Диавол не имел прав относительно доброго помысла Аввы. Но если бы Преподобный возгордился, то он бы отогнал от себя Благодать Божию и диавол получил бы эти права. Тогда он знал бы о намерении Преподобного, потому что в этом случае тангалашка сам подстегивал бы его гордость.

— А если человек где-то высказал свой добрый помысл, то может ли диавол его подслушать и потом искушать этого человека?

— Как же он подслушает, если в сказанном нет ничего от диавола? Однако, если человек высказал свой помысл с тем, чтобы погордиться, то диавол вмешается. То есть, если у человека есть предрасположенность к гордости и он гордо заявляет: «Я пойду и спасу того-то!», то диавол подключится к делу. В этом случае диавол будет знать о его намерении, тогда как если человек побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом не знает. Необходимо внимание. Это дело очень тонкое. Недаром Святые Отцы называют духовную жизнь «наукой из наук».

— Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?

— У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.

У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни – топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение – это то, что делает диавола калекой.

Зачем Бог попускает диаволу нас искушать

— Геронда, зачем Бог попускает нас искушать?

— Затем, чтобы отобрать Своих детей. «Делай, диавол, все, что хочешь», — говорит Бог. Ведь что бы ни делал диавол – в итоге он все равно обломает себе зубы о краеугольный камень – Христа. И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень, то нам ничего не страшно.

Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего . Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился – только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.


Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он – Бог.
И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, (на веки вечные) отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши – не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы – святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека, ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему. Но так или иначе, лукавый делает нам добро – помогает нам освятиться. Ради этого Бог его и терпит.

Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные – которые, не желая этого, делают нам зло, — готовят нам воздаяние. «Не будь искушений, — никто бы не спасся», — говорит один Авва (Авва Евагрий). Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет – он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог… ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов.Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.

Диавол не хочет покаяться

Благий Бог сотворил ангелов. Однако от гордости некоторые из них пали и стали бесами. Бог создал совершенное творение – человека – для того, чтобы он заменил отпадший ангельский чин. Поэтому диавол очень завидует человеку – созданию Божию. Бесы горланят: «Мы совершили один проступок, и Ты нас тиранишь, а людей, у которых на счету так много провинностей, — Ты прощаешь». Да, прощает, но люди каются, а бывшие ангелы пали так низко, что стали бесами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся все лукавее, все злобнее. С неистовством они устремились на разрушение созданий Божиих. Денница был самым светлым ангельским чином! А до чего он дошел… От гордости бесы удалились от Бога тысячи лет назад, и по гордости они продолжают удаляться от Него и остаются нераскаянными. Если бы они сказали только одно: «Господи, помилуй», то Бог что-нибудь придумал бы (для их спасения). Если бы они только сказали «согреших», но ведь они этого не говорят. Сказав «согреших», диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом!

— А помнит ли диавол свое прежнее состояние?

— Ты еще спрашиваешь! Он (весь) – огонь и неистовство, потому что не хочет, чтобы стали ангелами другие, те, кто займут его прежнее место. И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!

…Бог готов принять бесов, лишь бы они покаялись. Но они сами не желают своего спасения. Посмотрите – падение Адама уврачевалось пришествием Бога на землю, Вочеловечением. Но падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться! И человек не исправляется лишь в том случае, если не хочет этого сам.

— Геронда, так что же – диавол знает, что Бог есть Любовь, знает, что Он любит его, и, несмотря на это, продолжает свое?

— Как не знает? Но разве его гордость позволит ему смириться? А кроме этого, он еще и лукав. Сейчас он старается приобрести весь мир. «Если у меня будет больше последователей, — говорит он, — то, в конце концов, Бог будет вынужден пощадить все Свои создания, и я тоже буду включен в этот план!» Так он полагает. Поэтому он хочет привлечь на свою сторону как можно больше народу. Видите, куда он клонит? «На моей, — говорит, — стороне столько людей! Бог будет вынужден оказать милость и мне!» Он хочет спастись без покаяния!

…Стоящий во главе эгоизма диавол не говорит «согреших », но без конца бьется над тем, чтобы перетянуть на свою сторону как можно больше народу.

От смирения диавол рассыпается в прах

Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно – самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений…

Что бы мы ни делали, необходимы смирение, любовь, благородство. Ведь это так просто – мы усложняем нашу духовную жизнь сами. Будем, насколько возможно, усложнять жизнь диавола и облегчать жизнь человека. Сложны для диавола и легки для человека любовь и смирение. Даже слабый, болезненный, не имеющий сил для подвижничества человек может победить диавола смирением . Человек может в одну минуту превратиться в ангела или в тангалашку. Как? Смирением или гордостью. Разве много времени понадобилось для того, чтобы Денница превратился из ангела в диавола? Его падение произошло за несколько мгновений. Самый легкий способ спастись – это любовь и смирение. Поэтому нам нужно начать с любви и смирения, а уже потом переходить к остальному…

Т.1. «С болью и любовью о современном человеке». пасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2003г.

Диавол старается вывести подвижника из строя

Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол. Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.

— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.

— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе…

Величайшие соблазны происходят от пустяков… В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится бесчувственным и стоит на месте – как пенек…

— А ведет ли сатана брань с человеком, не совершающим тонкой работы над самим собой?

— Сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику: искусить и вывести его из строя. Враг не будет терять времени и заниматься тонкой работой с тем, кто сам не совершает над собой тонкой работы. К тому, кто шьет цыганской иглой, он пошлет беса с цыганской иглой. К тому, кто занимается тонким рукоделием, пошлет беса, который занимается тонким рукоделием. К тончайшему вышивальщику – беса (специалиста) по очень тонким работам, к тем, кто работает над собой грубо – грубого беса. К новоначальным он посылает беса новоначального.

Люди с тонкой душой, со многим любочестием и чувствительные должны быть внимательны, потому что диавол крутит своим хвостом и делает их еще более чувствительными,так что они могут дойти до уныния, или даже, Боже упаси, до самоубийства. Диавол хотя и подстрекает нас, людей, идти наперекор своему ближнему и ссориться, сам никогда не идет наперекор. Нерадивого он делает еще более нерадивым, он успокаивает его таким помыслом: «У тебя болит голова, ты плохо себя чувствуешь, ничего страшного, если ты не поднимешься на молитву». Благоговейного диавол делает еще более благоговейным, чтобы низринуть его в гордость, или подзуживает его на превышающий его силы подвиг, чтобы прежде усердный подвижник выбился из сил, сложил впоследствии все свое духовное оружие и сдался. Жестокосердого диавол делает более жестокосердым, человека впечатлительного он делает чрезмерно чувствительным .

Сколько же людей, одни от впечатлительности, другие от своих расшатанных нервов изводятся от бессонницы, глотают таблетки или без пользы мучаются по больницам! Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование! Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми.

Диавол делает нам обезболивающий укол

Одним врачам, обсуждавшим тему анестезии при хирургических операциях, я сказал: «Анестезия лукавого влечет за собой тяжелые для человека последствия, та же, которую делаете вы, ему помогает». Анестезия диавола – это как яд, которым змея парализует птиц или зайчат, чтобы пожрать их без сопротивления. Когда диавол хочет побороть человека, он посылает вперед себя бесенка – «анестезиолога», чтобы тот сначала сделал человека бе зчувственным. Потом уже диавол приходит сам и кромсает человека, делает с ним, что хочет. Начинается, однако, с «анестезиолога», который делает нам обезболивающий укол, и мы забываемся. Например, как монахи, мы обещаем «терпеть досаждения и укоризны», даем душе священные обеты, а после бывает, что диавол запутывает нас, и мы делаем противоположное тому, что обещали. Мы начинаем с одного, а заканчиваем другим, мы отправляемся в одно место, а приходим в другое. Мы невнимательны…

Диавол, как хитрый торгаш, …тянет тебя то с одного бока, то с другого, он ставит тебе подножки, добиваясь в конечном итоге того, что ты идешь туда, куда хочет он. И если ты невнимателен, то, отправляясь в одно место, ты заканчиваешь свой путь в другом. Диавол обманывает тебя, и ты теряешь свои лучшие годы.

Диавол – искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. «В такой-то, — говорит он, — книге о Божественной Литургии написано то-то». Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. «Вот это да! – скажет человек. – Озарение пришло во время Божественной Литургии!» — тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней…

Проследите за каким-нибудь чтением в храме: как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу (что-нибудь произойдет): или ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется… Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.

О, если бы вы видели, как действует диавол! Вы не видели его, потому и не понимаете некоторых вещей. Он делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Я замечаю это у себя в каливе, когда разговариваю с людьми. Только лишь я дохожу до нужного мне, чтобы помочь слушающим, до кульминационного момента беседы, то сразу или происходит какой-то шум, или кто-то приходит, и я прерываюсь. …В один день диавол шесть-семь раз устраивал мне такое, и я даже был вынужден… выставить часовых» «Ты садись там и смотри, чтобы никто не пришел оттуда. А ты сиди здесь, пока я не кончу своего дела». Так можно шесть-семь раз начинать рассказывать целую историю, доводить рассказ до момента, в который люди могут получить пользу, а тангалашки опять будут тебе представления устраивать.

Ах искушение, что же творит враг! Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту. Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он «щелк!» — переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. Опять вспоминает что-то духовное? «Щелк!» — приводит ему на память что-нибудь другое. (Так) враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится .

— Геронда, а как это понять?

— Наблюдать. Наблюдая, учишься…

По книге: Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.2. «Духовное пробуждение». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г.

Блаженны люди, уподобившиеся смиренной земле, которая, хотя ее все попирают, всех носит с любовью и питает с нежностью, как добрая мать, которая дала нам вещество для нашей плоти при нашем создании. Также с радостью она принимает то, что мы бросаем на нее: от хороших плодов до грязных помоев, которые она тихо перерабатывает в витамины, щедро подаваемые ею вместе с ее плодами как добрым, так и злым людям без всякого различия.

Оказывается, что смиренный человек является самым сильным в мире, потому что и побеждает, и поднимает множество тяжестей других людей с помощью своей легкой совести. Хотя он и испытывает к себе пренебрежение и несправедливость из - за чужих прегрешений, которые по любви присваивает себе, но внутренне ощущает величайшую в мире радость, потому что пренебрег этим суетным миром. Оскорбления, несправедливости и так являются лучшим ланцетом для согрешивших, потому что с их помощью очищаются старые раны. А для невиновных они являются топором палача, и тех, которые с радостью ради любви Христовой принимают их, можно считать мучениками.

Взрослые люди, не принимающие оскорблений и строгих замечаний, чтобы исцелиться или получить награду (в случае их невиновности), неразумнее маленьких детей, которые не хотят даже слушать врача, боясь уколов (чтобы он не уколол их иглой), а потому постоянно страдают от жара и кашля.

Мы должны быть более признательны тем, которые нас укололи и благодаря которым вышли занозы из нашей души, чем тем, которые даром вскопали наше поле и показали нам наше скрытое неизвестное сокровище.

Нет пользы, если человек натирает себе колени при бесчисленных поклонах и одновременно не устраивает себе головомойку с помощью смирения (внутренних поклонов). Тот, кто просит у Бога смирения, но не принимает человека, которого Бог посылает ему для смирения, не знает, чего просит, потому что добродетели не покупаются, как товар в магазине (на вес, сколько мы захотим), но Бог посылает нам людей для нашего испытания, чтобы мы потрудились, стяжали смирение и получили венец.

Тот, кто со смирением сгибается и принимает удары от других, избавляется от полноты, приобретает духовную красоту, какую имеют ангелы, и проходит через узкие врата рая.

Блажен человек, который избавился от полноты и шествует тесным путем Господним, неся чужую поклажу (клевету и т. д.) и предоставляя людям возможность посредством клеветы сплетать для него нетленные венцы, потому что тем самым он обнаруживает истинное смиренномудрие, которое беспокоится не о том, что говорят люди, но о том, что скажет Бог в день Суда.

Тот, кто серьезно разговаривает с клеветником или глупым человеком, пытаясь найти взаимопонимание, показывает, что и с ним самим не все в порядке, потому что злонравный человек хуже глупца, так как его ум помрачен злобой и эгоизмом.

Имеющие же смирение имеют также доброту и божественное просвещение и не спотыкаются о препятствия лукавого на всем протяжении своего духовного пути.

Большинство искушений создаем мы сами, выставляя свое "я" при общении с другими, то есть желая возвысить себя. Никто не поднимается на небо через мирское возвышение, но лишь через духовное понижение. Ходящий низко ходит всегда в безопасности и никогда не падает.

Тот, кто без совета совершает свое духовное шествие, сбивается с пути, сильно устает и отстает. Если он не смирится и не начнет спрашивать - пусть даже позже, - то с трудом достигнет своей цели. Те же, которые советуются, шествуют с легкостью, в безопасности, их покрывает и просвещает благодать Божия, потому что они смиряются.

Те, которые делают все просто, с благими помыслами и открывают все свои помыслы старцу, а также в великом смирении уверены, что не имеют ничего хорошего, хотя и подвизаются с большой ревностью, скрывают в себе величайшее духовное сокровище, о котором не знают ни сами они, ни другие люди. Благодаря этому оно не расточается ими самими и другие не похищают его.

Если кто - то смирится перед очень смиренным и чувствительным человеком, то получит много пользы. А если смиришься перед человеком, не знающим смирения: попросишь его совета или расскажешь ему о своих недостатках, то сделаешь его еще более гордым и наглым.

Человек, не имеющий смирения и добрых помыслов, полон сомнений и вопросов. И так как от этого он постоянно оказывается удрученным, поначалу ему нужен старец с великим терпением, чтобы постоянно объяснять ему все, пока не очистятся его ум и сердце, чтобы он сам мог ясно видеть.

Смиренный и добрый человек, имея чистоту, а также внутренний и внешний покой, имеет и духовную глубину: он глубоко постигает божественные мысли и, живя божественными тайнами, получает еще большую пользу, а его вера еще сильнее возрастает.

Гордый бывает не только помраченным, ко и постоянно внутренне и внешне обеспокоенным, а также из - за своего эгоистического легкомыслия всегда останавливается на поверхности вещей, не имея возможности проникнуть в их глубину, где скрыты божественные жемчужины, чтобы духовно обогатиться.
_______________
То есть множество грехов. - Ред. ^
Игра слов. Старец употребил здесь идиоматическое выражение, означающее "устраивать головомойку". - Ред. ^

Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
Преп. Паисий Святогорец В нашем мире слово «гордость» принято наделять какими-то позитивными значениями. Чаще всего, произнося слово «гордость», человек имеет в виду «честь», «чувство собственного достоинства», «самоутверждение» и прочее. Гордость воспринимается как некое положительное человеческое качество. Но на самом деле все совершено наоборот: гордость, безусловно, является отрицательнейшим качеством, не естественным для человеческой природы. Гордость - это смертный грех и губительная страсть. Гордость - это страстное стремление к первенству вплоть до противостояния Богу .

«Гордость - это страстное стремление к первенству вплоть до противостояния Богу».

Старец Паисий называл гордость самой страшной духовной болезнью и говорил, что для спасения человеку необходимо бороться с ней усерднее, чем с какой-либо другой страстью, потому что гордость есть начало и основание всех страстей. Поэтому необходимо употребить все усилия, чтобы победить и искоренить в себе горделивое превозношение над другими.

Первое, что надлежит сделать, - увидеть в себе гордость, ибо она бывает тщательно замаскирована. Человек может гордиться во всех случаях: и лежа на диване, и выполняя важную и нужную работу. Поэтому каждому, под чутким руководством священника, необходимо начать пристальную работу над собой, потому как гордость может проникнуть везде.

«Эгоизм - это та же страсть, что и гордость, только с другими оттенками».

Отец Паисий предлагал несколько способов распознания гордости в себе.

Если человек ощущает чувство эгоистичной удовлетворенности и превосходства над другими, если смотрит на людей, как на букашек, как на нечто, чем он может воспользоваться, то в нем есть гордость. Такой гордостью в основном страдают люди, которые стараются преуспевать в духовной жизни и в какой-то момент начинают гордиться своим смирением.

Кроме того, частое впадение в один и тот же грех после принесенного покаяния тоже может быть сигналом того, что в человеке есть не распознанная гордость: так Бог показывает человеку его немощность и ждет, когда он поймет это и осознает острую нужду в помощи Божией. В противном случае гордец может приписать благое действие Божие в своей жизни себе самому.

Так же знаком того, что в человеке есть гордость, является чрезмерное желание всего и сразу. Гордость или себялюбие старец определяет как удовлетворение человеком всех своих прихотей и молниеносных желаний. Старец говорил, что «само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку... сердца, уменьшают... любовь ко Христу…» . В каждом пожелании есть установление на первом месте своего «я», «я хочу». В сердце гордого человеке это собственное «я» занимает все пространство, и там больше нет места ни для Бога, ни для ближнего. Жизнь для одного себя лишена смысла - сердце работает не впустую только тогда, когда оно вмещает Христа.

Гордый человек себя ставит на первое место. Чтобы ощущать себя высоко, он всех вокруг себя принижает. Человек вращается вокруг одного-единственного ориентира своей жизни - своего мнимого превосходства. Такой человек не способен к духовной борьбе.

Гордец любит только себя. Его самолюбие уничтожает любовь к ближнему. Он всегда очень требователен к другим и совершенно не требователен к себе. Гордый никогда не имеет внутреннего покоя и душевного мира, потому что он находится в рабстве у своего «я». Он лишен всякой свободы.

«Самоуверенность - проявление гордости: человек больше всего надеется на себя и на свои собственные силы, не полагается на Бога, не доверяет людям».

В любом случае, особенно, когда человек плохо сознает, что в нем есть гордость, начинают действовать духовные законы : человек гордится, и чтобы его смирить, Господь попускает ему падение; человек падает и смиряется. Потом опять начинает гордиться, Господь попускает ему более тяжкое падение, и он снова падает и смиряется. И так до тех пор, пока не придет к полному осознанию своего бедственного духовного состояния. «...Бог попускает такому человеку быть биту, столько сколько нужно, пока в нем не умрет самомнение, пока он не отчается в себе в хорошем смысле и не почувствует, что значит “без Меня не можете творити ничесоже”» .

Однако этот закон перестает действовать, когда человек не вразумляется и преумножает в себе гордость до такой степени, что становится одержим ею, и тогда Господь, по учению старца, уже не трогает гордеца. Дела такого человека внешне могут выглядеть очень даже благополучно. Но в конце концов одержимый гордец не просто упадет, а стремительно рухнет в адскую бездну. Еще и поэтому гордость является страшным заболеванием для каждого человека.

Проявления гордости.

Гордость проявляет себя очень многообразно.

По словам старца у гордости есть непослушный сын - эгоизм . Эгоизм - это та же страсть, что и гордость, только с другими оттенками. Эгоизм проявляет себя очень напористо, беспокойно, упрямо. У просто гордого человека этого может и не быть. Старец сравнивает эгоизм с деревом, у которого твердая древесина. Ветер дует, а дерево не сгибается. Ветер дует сильнее, а дерево стоит прямо. Но, в конце концов, оно все равно ломается. Так же и эгоизм. Сколько бы он не упрямился, Господь все равно его посрамит. «Человек, который хочет себя возвеличить, в конечном итоге становится посмешищем» .

Еще одна разновидность гордости, о которой говорит старец Паисий, - это высокое мнение о себе, или себялюбие . Человек, который высоко о себе думает, помрачен гордостью, она закрывает ему глаза. Он не способен адекватно воспринимать окружающий мир. Он не может видеть красоту, ум, находчивость, ловкость, доброту, любовь в других людях, потому что весь сосредоточен на себе. Его взор помрачен. Человек весь поглощен высокими мыслями о себе.

«Зависть - тоже проявление гордости. Зависть высасывает все духовные и душевные силы».

Самоуверенность - признак гордости: человек больше всего надеется на себя и на свои собственные силы, не полагается на Бога, не доверяет людям. Самоуверенный человек никогда никого не слушает. Старец очень хорошо знал законы духовной жизни. Он объяснял, что когда человек чрезмерно уверен в себе, то Господь показывает ему его слабость. Бог отнимает от него Свою благодать, чтобы человек понял, что без Божией помощи ему ничего не удается и все валится из рук. От самого человека требуется только желание и усилие. А успех всегда зависит только от Бога.

Чтобы избавиться от самоуверенности, надо присмотреться к своим успехам и неудачам. Если человек будет внимателен, то поймет, что все добро, которое ему в жизни удалось сделать, - это от Бога, а все ошибки и неудачи - от собственной глупости и самоуверенности. Увидев это, человек перестает доверять себе и начинает полагаться на Бога.

«Основное оружие против гордости - это самопознание ».

Зависть - тоже проявление гордости. Зависть высасывает все духовные и душевные силы. Она становится тормозом в духовном преуспеянии, так как, завидуя, человек не видит собственных дарований и поэтому не может их использовать. Таким образом, блокируется духовный потенциал человека.

Чтобы преодолеть зависть, надо чуть-чуть поразмыслить головой. По учению старца, даже не требуется никаких особенных подвигов, потому что зависть - это душевная, а не духовная страсть. Но она может довести до недоброжелательности и клеветы. Необходимо познавать себя: каждого человека Господь наделил какими-то дарованиями. Если научиться видеть в себе дары Божии, а не недостатки, и развивать то, чем Господь наградил, тогда и зависть сама собой уйдет. А когда человек собственных дарований не видит, а непрестанно разглядывает чужие, зависть его разъедает.

Борьба с гордостью.

В борьбе с гордостью можно применять учение старца Паисия. Старец говорил, что основное оружие против гордости - это самопознание . Человек, который гордо заявляет, что в нем гордости нет, скорее всего, себя еще не изучал. Когда христианин начинает наблюдать за собой, то обнаруживает внутри себя такое уродство, что сам себе становится противен. Он уже не может найти в себе ничего хорошего. Тогда и гордость сама собой уходит .

Еще один способ борьбы, о котором говорит старец, - это познать истинный смысл жизни . Этот смысл заключается в том, что все люди пришли на землю, чтобы потрудиться и стать хорошими христианами, а затем переселиться в жизнь иную, вечную, со Христом. Если бы люди это уяснили, «то совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости» .

Когда человек принимает в ум гордый помысел, он проваливает любое доброе дело. Гордый помысел несет в себе ложь. Он говорит человеку, какой он хороший. Но христианин-то знает, какой он на самом деле, поэтому ничего не остается, как посмеяться над помыслами гордыни. Чтобы всегда быть готовым отразить гордые помыслы, надо готовиться заранее. Старец учил, что подготовкой должно быть постоянное возделывание смиренных о себе помыслов.

Смирение - самое верное оружие против гордости и самомнения, и именно ему мы уделим особенное внимание в этой статье. Оно необходимо всем без исключения, потому что все в той или иной степени страдают гордостью. «Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы ею страдаете» . Смирение - это великая сила против дьявола: «смиренный не падает, потому что ходит низко» .

Смирение - величайшая из добродетелей. Господь о ней говорит, что кто ее имеет, тот наследует вечную жизнь (Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3)). Оно необыкновенно обогащает человека духовными сокровищами, потому что с его помощью удобно приобретаются другие добродетели: простота, кротость, любовь, доброта, незлобие, жертвенность, послушание. Истинно смиренный человек очищает себя от страстей и уподобляется Богу - становится святым.

«Смирение - самое верное оружие против гордости и самомнения».

Смирение бывает двух видов: вынужденное и добровольное. Первое - это когда действует духовный закон: человек гордится, превозносится, падает, посрамляется и в конце концов смиряется. А во втором случае человек не дожидается, когда Господь попустит ему падение, а сам смиряет себя добровольно. Такое смирение более ценно в очах Божиих. Чтобы быть смиренным, необходимо производить духовную работу над собой: трудиться и непрестанно бороться.

Прежде всего, необходимо познание себя. Когда человек рассматривает себя изнутри, то обнаруживает столько изъянов и уродства, причиненного грехом, что у него просто больше нет повода гордиться. Это познание бесконечно. Чем глубже человек себя познает, тем больше и больше находит своих недостатков, тем больше и больше смиряется. Не познав глубины своего падения, человек всегда будет думать, что он что-то все-таки значит .
Чтобы обрести смирение, надо видеть себя падшим ниже всех. Надо думать о себе, что Господь дал столько благодати для исправления себя и доброго подвига, а ты ничего этого не употребил для собственного спасения, но по-прежнему пребываешь в греховном состоянии. «Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией» . Нужно свои добродетели считать ничем, а самые малейшие добрые качества других почитать величайшими подвигами.

Старец учил, что смирение должно быть деятельным. То есть когда тебя оскорбляют, унижают, обижают, делают замечания, все принимать как должное к себе отношение. Надо говорить себе: «А ведь я только этого и достоин». По словам старца, такое смирение надо просить у Бога. И тогда Господь пошлет какого-то грубого человека, который тебя обругает, и ты, таким образом, будешь учиться смирению, которого просишь и желаешь. А чтобы не разгневаться на того, кто с нами груб, надо думать, что Господь ради нашей пользы попускает этому человеку суровость. Это и будет настоящим смирением. Ведь один из способов научиться смирению, о котором говорит отец Паисий, - это безропотное перенесение несправедливости.

И не только несправедливости. Болезни, смерти, пожары, катаклизмы, нищета, кризисы, распавшиеся семьи, потеря работы, грабежи, обманы, клевета - со всем этим люди неоднократно сталкиваются в жизни. Как отнестись к этому со смирением? Ведь рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос: а зачем ему все это посылается и почему именно с ним это происходит?

Для человека верующего всегда есть ответ. И найти его можно в отношении к жизни, счастью, болезни и смерти, но, в первую очередь, в смиренном подходе к проблеме. Христианин, прежде всего, ищет вину в себе самом, в частности - в своей гордости. И помнит: то, что Господь посылает на нашу долю, никогда не превышает наших сил. Кроме того, старец всегда говорил, что Бог несправедливости не совершает.

Чтобы научиться переносить скорби, надо, прежде всего, благодарить Бога за все, особенно за несправедливость. Старец Паисий предлагал такую молитву: «Слава Тебе Господи! Может быть, таким образом, я искуплю какой-то из моих грехов»

После своей кончины в июле 1994 года Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие - свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он "образовал себя" согласно Евангелию и поэтому, в первую очередь, учил нас всем своим обликом, а уже после этого - своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми - такими непохожими друг на друга, - Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И т...

Духовное наследие (Сокровище) старца Паисия Святогорца.
День памяти Святого: 29 июня / 12 июля.

После своей кончины в июле 1994 года Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие - свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он "образовал себя" согласно Евангелию и поэтому, в первую очередь, учил нас всем своим обликом, а уже после этого - своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми - такими непохожими друг на друга, - Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо - изменение человека. "Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека".

Канонизирован старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец будет причислен к лику святых
13 января. ПРАВМИР. Известный афонский подвижник наших дней, Паисий Святогорец, был причислен сегодня к лику святых. Об этом сообщается в заявлении Священного Синода Вселенского Патриархата. Перевод текста опубликовал портал Православие.ru.

«Сегодня, во вторник 13 января 2015 года, Священный Синод собрался на очередное заседание под председательством Патриарха Варфоломея. Темой заседания явился доклад Комиссии по канонизации святых, в котором было предложено причислить старца Паисия к лику святых. После подробного изучения представленных фактов Синод единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита», - говорится в заявлении.

Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης); в миру Арсений Езнепидис, (греч. Αρσένιος Εζνεπίδης) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Он получил профессию плотника, а после армии ушел на Святую Гору Афон. Там, в монастыре Есфигмен, он в 1954 году был пострижен в рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых. В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель Филофей и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий. В 1962 году подвижник отправился, по каким-то духовным причинам, на Синай. Там он также много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году монах Паисий вернулся на Афон. В 1966 году он заболел и ему отняли большую часть легких. Постепенно к старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу.
12 июля 1994 года старец предал свою преподобную душу Господу. Он был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской, место его погребения стало святыней для всего православного мира.
***Суроти
Женский монастырь святого апостола Иоанна Богослова. Располагается в 20 минутах езды от Салоник около села Суроти. На территории монастыря находится могила старца Паисия Святогорца. В соборном храме находится частица мощей преподобного Арсения Каппадокийского.

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 10.00 до 13.00 и с 15.00...