Социальные науки. Предмет и методы исследования

Науки об обществе
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

Гуманитарные и социальные науки представляют собой комплекс многих дисциплин, предметом изучения которых является и общество в целом, и человек как его член. К ним относят политологию, философию, филологию, психологию, экономику, педагогику, правоведение, культурологию, этнологию и другие теоретические знания.

Специалистов в данных областях готовит и выпускает наук, который может быть и отдельным образовательным учреждением, и являться подразделением любого гуманитарного университета.

общественных наук

В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

Социальные науки : методы исследования

Каждая из перечисленных выше дисциплин применяет характерные только для нее Так, политология, исследуя общество, оперирует категорией «власть». Культурология рассматривает как аспект социума, имеющий ценность, культуру и формы ее проявления. Экономика исследует жизнь общества с позиции организации ведения хозяйства.

С этой целью она использует такие категории, как рынок, деньги, спрос, товар, предложение и другие. Социология рассматривает общество как постоянно развивающуюся систему отношений, складывающихся между социальными группами. История изучает то, что уже произошло. При этом, пытаясь установить очередность событий, их взаимосвязь, причины, она основывается на всевозможных документальных источниках.

Становление общественных наук

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины. Первую социальную теорию разработали Аристотель и Платон. Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии как знания нерасчлененного и объемлющего абсолютно всё. На их развитие повлияли такие мыслители, как Григорий Палама, Августин, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (психология, культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

Науки естественные и общественные: различие и сходство

Данная проблема решалась в истории неоднозначно. Так, последователи Канта делили все науки на два вида: изучающие природу и культуру. Представители такого течения, как «философия жизни», вообще резко противопоставляли историю природе. Они считали, что культура является результатом духовной деятельности человечества, и понять ее можно, только пережив и осознав тех эпох, мотивы их поведения. На современном науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

социальный институт демократия общество

Социальные науки или общественные науки, изучающие разные стороны общественной жизни человека (политическая экономия, статистика, юридические и государственные науки, история).

Социальные науки (общественные науки) -- это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в сфере его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что акцентировано используют научный метод и научные стандарты в исследовании человеческого общества, включая в методику исследований количественный и качественный анализ проблем.

Социальные науки в изучении межсубъективных, объективных или структурных аспектов общества иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных явлениях природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении людей. Столяренко Л.Д. Основы социологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 155-156

Социальные науки (общественные науки) изучают разные стороны общественной жизни человека, но иногда этот термин употребляется в единственном числе в смысле общего обществоведения, и тогда он является синонимом социологии. В ближайшем родстве социальные науки находятся с науками гуманитарными, изучающими духовную сторону жизни человека; некоторые видят в них лишь особый отдел гуманитарных наук. Самой старой из социальных наук должно признавать политику в аристотелевском смысле науки о государстве. С развитием специализации в изучении государства образовался даже особый цикл государственных (или политических) наук, причем под этим именем разумеют и общие теории о природе и структуре государства и о законах, управляющих явлениями, которые происходят в его жизни, и исторические расследования в той же области, и учение о нормах государственной жизни или средствах воздействия на эту жизнь для достижения тех или других практических целей. В широком смысле слова к числу политических наук относят и те юридические и экономические дисциплины, которые так или иначе касаются государства: государственное и финансовое право, политическую экономию, статистику. Но по существу право и народное хозяйство, как категории, отличные от категории государства, изучаются особыми циклами социальных наук, имеющими самостоятельное значение рядом с науками политическими. Начало юриспруденции в смысле научного изучения права было положено еще римскими юристами, преследовавшими больше практические цели, но создавшими при этом и первые начала теоретического учения о праве. Гораздо позднее выделилась в самостоятельную науку политическая экономия, изучающая социальные отношения людей, обязанные своим происхождением их хозяйственной деятельности. Тесная связь ее с прежней "политикой" отразилась и на её имени, которое, впрочем, у немцев заменяется названиями "национальной экономии" или "науки о народном хозяйстве" ("Nationaloekonomie, Volkswirtschaftslehre"). В самое последнее время стало распространяться и название "социальной экономики", под которой разумеют или политическую экономию в старом смысле, или даже особую науку с новой постановкой экономических вопросов. Таким образом, социальные науки могут быть разделены на политические, юридические и экономические по категориям государства, права и народного хозяйства, не считая общей социальной науки, т. е. социологии, изучающей общество со всех сторон его бытия. Тесная связь, существующая в действительности между государством, правом и народным хозяйством, конечно, не позволяет изолировать один круг знаний от другого, и в частности существуют отдельные дисциплины, которые одинаково входят в область, по крайней мере, двух категорий. Таковы, например, государственное право, как дисциплина политико-юридическая, финансовое право, как дисциплина и экономическая, и политическая, и т. п. Социальные науки не могут претендовать на такое совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Это зависит: 1) от большей сложности социальных явлений, сравнительно с явлениями физического характера, 2) от более долговременного подчинения социальных наук метафизическим умозрениям, 3) от недавней систематической разработки их методологии и 4) от влияния, оказываемого на них практическими интересами, партийными страстями и национальными, вероисповедными, сословными и т. п. традициями, предрассудками и предубеждениями. Розанова З.А. Социология: Учебно-практическое пособие. М.: Гардарики, 2007. - С. 102-103

1.Социальные науки общественные науки - это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Специфика этого вида познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разно качественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания
Методы социального исследования. Значимость социального знания.

2. Методы социального исследования на каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Теоретические методы Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. Совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных в широком понимании формах. В контексте нашего исследования рассматривается как система образующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя все то, что считается знанием в обществе
Философские представления о социальных качествах человека.

3. Человек по-прежнему остается для себя terra incognita. И это несмотря на то, что существует множество способов постижения человека. Таково, например, искусство, постигающее человека в художественных образах. Но нас в данном случае интересует мир знаний о человеке, знаниевый способ его постижения. Этот мир представлен комплексами научных и философских дисциплин. Наука и философия нередко оспаривали эвристические возможности друг друга и часто претендовали на единственно верное отображение человека. Сложность разграничения научного и философского подходов в значительной степени обусловлена сложностью человека как объекта изучения. Поэтому современный философ утверждает: при всей, казалось бы, эмпирической очевидности и наглядности того, кого мы называем человеком, в эмпирической действительности невозможно найти признака, который бы в полной мере определял сущность и границы данного явления, служил бы его достаточным определением. Еще в античной философии человек рассматривался как микрокосм маленький космос, вселенная, который тождествен макрокосму вселенной, природному целому. В терминах современного философского языка это звучит так: в эмпирическом мире человеку вообще нельзя указать какую-либо границу, ограничить, оконечить его. В этом смысле он есть безграничное существо, выходящее за пределы любой эмпирической конечности. В любом человеке мы сталкиваемся с какой-то эмпирической бесконечностью Совокупность идей о человеке, высказанных философами, традиционно принято называть философской антропологией. Взаимоотношения философской антропологии и научного постижения человека могут быть представлены следующими типичными ситуациями.
Человек. Точки зрения о происхождения человека. Науки о человеке.

4. Существует три теории происхождения человека: религиозная, теория эволюции Дарвина и Энгельса, космическая. Антропогинез - наука изучающая происхождение человека. Начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека14-20 млн лет назад. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель Homo - Homo habilis, или человек умный. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см3, обладал прямой речью, овладел огнем, изготавливал орудия охоты. Homo sapiens человек разумный 150-200 тыс. лет назад. Он был на стадии кроманьонского человека40-50 тыс.лет назад он уже приблизился к современному человеку по внешнему физическому облику, по уровню интеллекта, по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему.
Индивид. Личность.

5. Индивид - единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - целостная характеристика определенного человека через его характер, интеллект, потребности, способности и интересы. Личность- человеческий индивид являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств которые он реализует в общественной жизни. Не всякий человек может быть личностью. Личностью становятся в процессе социализации. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Личность - формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий. Люди оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Второе направление рассматривает личность через набор функций или ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.
Деятельность человека: основные характеристики.

6. Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Эти особенности отличают человека от животного. Во-первых деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности. Во-вторых деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата. В-третьих деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности. В-четвертых в деятельности человека проявляется ее общественный характер т.к. в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей. Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Естественные потребности - это потребности людей во всем том, что им необходимо для их существования. Социальные потребности - это потребности человека во всем том, что является продуктом общественной жизни. Идеальные потребности - это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития.
Структура деятельности, мотивация деятельности.

7. Любая деятельность человека определяется целями, который он перед собой ставит. Цель - это то к чему стремиться человек. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. В ходе деятельности возникают определенные продукты деятельности. Это материальные и духовные блага, формы общения людей, способности, умения и знания самого человека. Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют мало осознанными или импульсивными. Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкретно-историческом характере.
Многообразие видов деятельности и их особенности.

8. Выделяют различные виды деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность. Для экономической свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная и международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая. Есть внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит по средствам умственных действий.
Сознание и деятельность.

9. Сознание - способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание, проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, первичным считают сознание, а человека телесного - его производной. Сознание формируется деятельностью, что бы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Обосновывая единство деятельности и сознания отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.
Сознательная деятельность - это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Человек в учебной и трудовой деятельности.

10.Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций Х.Хекхаузена: 1.Поведение человека определяется набором стабильных латентных переменных черт, диспозиций, которые обозначаются в психологии как черты личности и характера, способности, установки, ценностные ориентации, потребности, мотивы. 2. Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретной личностной черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями. 3.Различия в поведении людей определяются различиями в выраженности личных черт. Человек в процессе своей деятельности постоянно включается в чрезвычайно многообразные отношения и сферы общественной жизни. Даже на протяжении одного дня жизни он может входить в состав самых разных социальных групп и в соответствии с этим выполнять все новые и новые социальные роли, предписываемые той или иной социальной группой. Формирование социальных связей, наиболее подвижных, изменчивых на уровне малых социальных групп производственные коллективы и относительно устойчивых на уровне классовых, национальных и других отношений макроструктура, является результатом исторического развития общества.
Виды профессиональной деятельности. Выбор профессии и профессиональная самоопределение
11. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда самосознания, самоопределения молодежи и т. д. и людских ресурсов численность, качественный состав и т.д., содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

12.Характер сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания, определенный стиль отношения поведения человека. Характер выражает определенный склад потребностей и интересов человека, стремление и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и его поведении в отношениях и манерах поведения. Свойства характера: 1 моральная воспитанность - характеризует человека со стороны его отношений, формы поведения. 2 полнота - разносторонность интересов, стремление и увлечение разнообразия деятельности человека. 3 цельность - внутреннее единство психологического склада человека. 4 определенность - твердость и не преклонность поведения, которое соответствует сложившимся обстоятельствам. 5 сила - энергия с которой человек преследует поставленную перед собой цель. 6 уравновешенность - благоприятная для деятельности и общения, соотношение сдержанности и активности. Для становления характера играет большую роль направленность деятельности человека и воля. Направленность - это своеобразное переживаемое человеком, избирательное отношение деятельности.
Потребности, способности, интересы человека.

13.Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности бывают: 1Естественные врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. К ним относятся потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т.д. 2Социальные. Потребности человека во всем, что является продуктом общественной жизни в трудовой деятельности, сознании, творчестве, соц. активности, общении с другими людьми, признании, достижениях. 3Идеальные духовные или культурные. Это все, что необходимо для духовного развития людей потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования. Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Интересы человека - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса может привести к депрессии. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Интересы также бывают широкими и узкими.
Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Иногда интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях.
Социализация человека. Самосознание, самореализация и социальное поведение.

14. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. В социальной психологии социализация понимается, как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. Выделяются две основные стадии социализации. Первая стадия - характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия - характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: 1 в сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов. 2 в сфере общения происходит обогащение круга общение человека. 3 в сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я, как активного субъекта деятельности. Самосознание - это понимание себя как личность, способной принимать самостоятельные решения. Одним из важных признаков является готовность человека нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия. Личность может проявлять себя в процессе самореализации. Это процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей.
Цель и смысл человеческой жизни.

15. Отличным свойством человека можно признать его стремление у философскому осмыслению мира и себя самого - поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое. В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными с земной жизнью, которая быстротечна и конечна. У всех философов разные мнения о смысле жизни. Аристотель говорил, что каждый стремится к счастью. Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании. И.Кант и Г.Гегель связывали смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа. Н.Трубников говорил, что смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечно, но не бесполезной. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное существование.

Проблема познавательности мира, способы познавательной деятельности
16. Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познания мира, возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания. Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Одни отмечают ясность и отчетливость, другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. Третьи на не возможность существования человека без знаний. Существует познание чувственное и рациональное. Формы чувственного познания: 1 ощущение - т.е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов; 2 восприятие - дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств; 3 представление - чувственный образ без непосредственного воздействия. Представления могут быть реальными и не реальными. В процессе рационального познания используют: 1 понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; 2 суждение - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания; 3 умозаключение - логический вывод, связывающий два или несколько суждения.


Похожая информация.