Возобновлено подписание петиции за отставку И.И.Калины. Уроки московских школ от исаака калины

Министр «столичных школ» Исаак Калина дискредитирует мэра и его команду

Исаак Калина за несколько лет руководства департаментом образования правительства Москвы стал фигурой одиозной. Его «новации» в столичном дошкольном и школьном образовании вызвали неприятие умногих учителей и большинства родителей. На днях разразился очередной скандал. Члены профсоюза работников столичного образования «Учитель» обратились к президенту с просьбой вмешаться в ситуацию, когда директора школ экономят бюджетные средства на детях, пуская средства на премии себе и приближенным. Более того, к этому их побуждает новая система оплаты труда учителей (НСОТ), внедренная Исааком Калиной.

В ответглава департамента образования правительства Москвы Исаак Калина завертелся как уж на сковородке. Через СМИ он взялся истошно отвергать обвинения в своей адрес .

Скандалы преследуют Калину на протяжении всей его карьеры в руководстве образованием. В мае нынешнего года в ФАС сообщили о нарушении закона «О защите конкуренции» департаментом образования Москвы, который специальным письмом порекомендовал руководителям школ при выборе учебников отдавать предпочтение издательству «Просвещение» . При этом выяснилось, что ранее сам Исаак Калина работал в этом издательстве заместителем генерального директора. Разве дело не пахнет коррупцией?

Вопросы у научного и экспертного сообщества имеются и к докторской диссертации Калины, которую многие исследователи называют плагиатом, а значит, коррупционным продуктом. Диссертация московского министра Исаака Калины «Аксиологические основания модернизации педагогического образования» во многих местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой.

Недавно активисты соцсетиВКонтакте провели опрос среди москвичей о том, как они оценивают деятельность главы столичного департамента образования Исаака Калины. Практически все многочисленные отзывы – убийственные для чиновника.

«Деятельность Калины оцениваю как стремление окончательно уничтожить образование в Москве», - выразил свое мнение пользователь Владимир Сергеев. «Он целенаправленно превращает наших школьников в неграмотных зомби. Кто его поставил на эту должность?» - задается вопросом Александр Штильмарк. «Относительно Калины двух мнений не встречала. Все нормальные люди считают что его миссия - развал образования и превращение учителей в бесправное стадо, которым он распоряжается как вассал», - сообщила Ольга Воробьёва. «Это беспринципное человекоподобное существо не может занимать даже вакансию учителя труда. Развал российского образования и увольнение заслуженных учителей - это самое главное его достижение. Ненавижу этого упыря!» - написал Ратмир Русов.

Больше всего претензий к Иссаку Калине по поводу созданной им системы «образовательных Макдональдсов», как москвичи прозвали созданные по воле чиновника так называемые «холдинги», объединившие школы и детсады. Такая «оптимизация» среднего образования вызвала шквал критики в адрес сумасбродного «новатора». Зашкаливают многочисленные протесты со стороны московских учителей и родителей, которые уже успели оценить всю пагубность «калиновских реформ» .

Возмущенные жители Москвы в своих петициях мэру Сергею Собянину потребовали отстранить Исаака Калину от должности руководителя департамента образования столицы и «остановить его эксперименты над детьми, их родителями и учителями».

«Мы все видим результат – он удручает, - говорится в такой петиции. - Существующее положение вещей оценивается крайне отрицательно. Это можно сравнить с тем, как 20 лет назад реформировали образование на Украине – бездумно, нагло, цинично. К чему это привело? Неужели мы хотим того же ?»

Андрей Федоров

Видео с экзекуцией директоров столичных школ в Департаменте образования г.Москвы, на которое вчера коллеги дали ссылку, на первый взгляд, представляет узкопрофессиональный интерес. Его и посмотрели всего-навсего менее двух сотен человек. Куда там до 20 миллионов соглядатаев "империи Медведева". Но всё же, по-моему, эти явления неразрывно связаны, и дикий "разнос" несчастных директоров предельно ярко характеризует современную государственную систему, которая порождает коррупцию в самых уродливых и чудовищных формах, которая при всех потугах сохранить внешнюю благопристойность окончательно прогнила, и где в выражениях лиц, интонациях, монологах её деятелей сквозит вселенская спесь и полнейшее пренебрежение к людям. В стране, где чиновник средней руки с абсолютной уверенностью в собственном праве и правоте, ошалевший от власти и безнаказанности, может публично и методично унижать подчиненных, втаптывать их в грязь, а те, уважаемые и авторитетные руководители, в ответ способны лишь блеять, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Тем более если они призваны заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Видеосюжет продолжительный, состоит из пяти "актов возмездия" со стороны главы московского департамента И.И.Калины в отношении специально вызванных для показательной порки директоров школ. Плети Калины - его развязная, хамская манера общения по принципу "я - начальник, ты - дурак"; "крокодиловы слёзы" и такой же крокодиловый пафос мнимого защитника интересов семьи; убогие шутки, натужные остроты и, главное, повторяемый на все лады рефрен: "Я могу вас уволить". Директора заикаются и дрожат, едва сдерживая всхлипы после каждого удара. Когда камера показывает зал, то хорошо видны улыбающиеся и получающие от зрелища удовольствие молодые дамы, кои, предположительно, сразу предпочли школе структуры департамента и получают наглядный урок взаимодействия органа управления образованием с подведомственными учреждениями. Подносчиком розог и шпицрутенов работает заведующая городским методическим центром. Эта старая дива лазает по электронным журналам и смотрит, что учителя задали школьникам на дом. За свою резвость, являющуюся в глазах начальства "методической работой", она получает зарплату. На сей раз она накопала 6 тыс. упоминаний слова "принести", и избранные ею случаи (принести конструктор, емкости под рассаду - пакеты из-под молока или сока, какие-то продукты питания, транспортиры, изделие "Чебурашка") стали предметом крайнего возмущения и осуждения Калины. Глава департамента усмотрел здесь покушение на благосостояние москвичей, аморальные действия (учителей начальных классов, в основном), несовместимые с педагогической деятельностью, и несоответствие занимаемым должностям руководителей.

С одной стороны, московские школы - другая реальность. Остаток на счете одной из них по итогам прошлого года составил 93 миллиона рублей - три бюджета нашей школы (хотя не гигантской, но не самой маленькой, 900 учащихся), а если взять одни учебные расходы, то такие деньги мы получим за 180 лет. Столичные учебные заведения действительно могут многое приобрести. И доходы педагогов там другие, и заработки московских директоров нам не снились. Но дело в другом. Если из общения, из школы, уходит взаимоуважение и самоуважение, их сменяет менторский тон, диктат, отношения выстраиваются на страхе, школа превращается в казарму - там образования больше нет. Там есть дрессировка, а всё что ей достигается, как заметил Я.Корчак, слишком ненадежно.

Ведь спор вырос из-за пустяков. Коррупцию "бытовую" опять углядели? Удивительно, никакой реакции на фильмы "Фонда борьбы с коррупцией" и многомиллиардные состояния и подобная мелочность - какие-то горшочки под рассаду, транспортиры, конструкторы... Торговать ими учительницы что ли станут? Непонятно, так ты её спроси, учительницу. Нет, сразу выговор и угрозы увольнения. И этот стиль воспроизводится сверху донизу, по вертикали. Глава департамента издевается над директорами, директора - над учителями, учителя - над детьми. Впрочем, при серьёзном разговоре с Собяниным сам Калина, думается, будет выглядеть не лучше распекаемых им руководителей. И не сказать, что он непроходимо туп, просто тот, кто любит унижать других, не преминет унизиться сам. К месту снова вспомнить мудрое изречение Г.Померанца: "Дьявол рождается с пеной на губах ангела... Когда я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики". Данную проблему (если она вообще есть) даже и с участием главы системы московского образования можно было обсудить не по образцу "тройки" или "двойки", выносящей приговор "врагам народа", а конструктивно, не порождая страх и ненависть. Но, повторюсь, для этого варианта чиновники должны уважать людей.

В заключение приведу мнение одного из читателей ресурса "Педсовет": "Товарищи, мы в каком театре абсурда живём??? Это вот КТО руководит образованием наших детей?? Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель? Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием. Я, родитель, пишу, что директор ГБОУ № (указан) Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами".

Хотелось бы многое сказать напоследок чиновнику, деятельности которого посвящено столько публикаций в журнале «Столичное образование».

Прощайте, Исаак Иосифович! Очень жаль, что ваш уход не состоялся раньше — московское образование от этого только проиграло.


Большая просьба — не уходите налегке!


Заберите с собой главные «атрибуты» своего правления московским образованием: «сдавливание» школ в многопрофильные учебные монстры, развал авторских и коррекционных школ; преследование неугодных директоров и вседозволенность «эффективных менеджеров»; неуважение к мнению родительского сообщества; развал главного центра дополнительного образования — Московского Дворца пионеров; непрозрачное распределение финансов и коррупцию; фальшивые рейтинги школ; унизительные аттестации руководителей;бесконечные поборы… Также прихватите с собой тотальное враньё, лицемерие и показуху… И не забудьте забрать своего заместителя и главного помощника по финансовым махинациям — взяточника и коррупционера Александра Гаврилова… Нам всё это не пригодится!


Надеемся, что не понадобится это и тому, кто придёт вам на смену. Сегодня столичное образование, как никогда, нуждается в руководителе, который вернёт образованию — качество, а ведомству под аббревиатурой ДОгМ — авторитет и достоинство.


P. S. Нам известна форма вежливого обращения — с прописной (большой) буквы. Написание со строчной буквы — это не ошибка, а отношение к деятельности И. И. Калины.

Комментарий редакции: как и почему появилась эта публикация?

20 сентября редакция опубликовала материал о предполагаемой отставке руководителя ДОгМ Исаака Калины. Это не было фейковым вбросом, в котором нас сейчас обвиняют. Хронология событий была следующей. На момент публикации, редакция получила информацию о том, что у столичного образовательного ведомства появится новый руководитель. Информация подтверждалась из разных источников, в том числе из Правительства Москвы. Нашим журналистам был озвучен и список предполагаемых кандидатов на должность руководителя ДОгМ, среди них фамилии Калины не было. И тогда редакция решилась опубликовать этот материал.

Ситуация изменилась 21 сентября. Мы не знаем, как принималось это кадровое решение, какими аргументами руководствовались руководители Мэрии Москвы, что по факту — на должность руководителя ДОгМ был переназначен Исаак Калина. В этой части наша публикация оказалась недостоверной. Всё остальное — правда.


Приносим свои извинения читателям, но при этом считаем, что данная публикация не была бесполезной. Она ещё раз показала негативное отношение жителей города к чиновнику Исааку Калине и к его политике в сфере московского образования.


С уважением, редакция журнала «Столичное образование».

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

В Москве активисты требуют отставки главы Департамента образования Калины


В Москве уже более 12200 человек высказали свою гражданскую позицию по вопросу поддержки петиции: «Отправить в отставку руководителя Департамента образования Москвы И.И.Калину».
В редакцию «АН-Онлайн» поступило письмо от Комитета инициативной группы. «Мы, жители города Москвы, родители, бабушки и дедушки, педагоги, требуем уволить руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калину.
Деятельность И.И.Калины идет вразрез с принципами федеральной политики в области образования, нарушает федеральный Закон об образовании, московский закон «О развитии образования». Прежде всего, это выразилось в кампании по укрупнению школ, которая не только проводилась с серьезными нарушениями законодательства, но и стала источником социальной напряженности. Акции протеста против политики Департамента образования стали регулярными.
Кампания по созданию «многопрофильных многофункциональных образовательных центров» ведется по личной инициативе И.И. Калины. Ни программа «Столичное образование: 2012-2016», ни Федеральные программы развития образования, ни майские указы президента 2012 года не предусматривают массовое объединение действующих образовательных учреждений. В городе «сливается» все подряд, механически и бездумно: техникумы с коррекционными детскими садами, школы для детей с девиантным поведением с лицеями для одаренных учеников и вечерними школами .
В Москве отсутствует четко прописанная нормативная база для принятия решений в области образования. Многие решения, в том числе связанные с бюджетом, принимаются без обсуждения, и реализуются без принятия нормативных актов, на основании «устных распоряжений», что нельзя назвать иначе, как волюнтаризмом.
И.И. Калина и его заместители постоянно заявляют, что образовательные комплексы создаются по инициативе самих школьных коллективов. Это ложь. В реальности укрупнение образовательных учреждений проводится насильственно, и зачастую основано на шантаже и обмане родителей, учителей и директоров.
Цели кампании по объединению школ не были никогда четко прописаны, ее эффективность властями не анализируется. Комиссия по оценке результатов создания комплексов была создана только через два года после начала кампании, в нее не вошли ни эксперты, ни представители родительской, учительской и иной общественности.
В итоге мы видим, что кампания «укрупнения» направлена вовсе не на улучшение качества и доступности образования и даже не на сокращение расходов бюджета. Многие уверены, что истинные цели кампании - установить контроль чиновников за финансовыми потоками в области образования и укрепить вертикаль личной власти И.И. Калины.
Расходы московского бюджета на образование существенно возросли с 2010 года, однако схема их расходования, в том числе и на строительство новых образовательных учреждений, остается непрозрачной. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование не проводилась и не проводится.
Вместо организации реального инклюзивного образования в Москве практически уничтожены коррекционные школы, идет превращение детских садов из образовательных центров в «инкубаторы», продолжается удушение школ для одаренных детей; уничтожается социально доступная «продленка», что может привести к росту безнадзорности и детской преступности, дополнительное образование финансируется с задержками.
Московская политика в области образования должна подвергнуться серьезной ревизии, в том числе и с участием широкой общественности. Необходимо создание системы, соответствующей установленному федеральным законом принципу общественно-государственного управления образованием. Необходимо четко определить цели и критерии эффективности для любых изменений в области образования в Москве.
Первым шагом в ликвидации кризиса должно стать увольнение И.И. Калины как чиновника, который опасен для системы образования Москвы. Необходимо впредь предусмотреть процедуру общественного обсуждения кандидатов на такую важную должность, как руководитель департамента образования Москвы».