Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М. И г р а «Магическая буква Домашнее задание звук и буква м
Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?
Игра «Эхо»
…
Дом - … мммм
Дым - …
Альбом - …
Том -….
Там - …
Ком - …
Сом - …
Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?
Звук [м] … Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Запомните слова со звуками [м] , [м`] , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
1. Назовите слова , в которых есть звук [м] ….
2. Отгадайте загадку …
Зимой спит,
Летом ульи ворошит
Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м] ?
3. Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)
4.Чистоговорки
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
5. И г р а «Кто больше?»
1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ] . (Малина, морошка.)
2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ] . (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)
3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ] . (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)
6. Доскажи словечко
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?.. (Мел)
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?.. (Мышка).
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?.. (Мухи).
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и… (музыкант).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик)
Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж… (моржи).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.. (Май).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
7. И г р а «Доскажи фразу»
- Конь ржет, а корова… (мычит).
- Собака лает, а кошка… (мяучит).
- Луна светит, а звезды… (мерцают).
8.
Представляю букву — М !
1. Найди спрятанные буквы М . Обведи их.
2. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.
3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`] .
4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.
5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?
6. И г р а «Волшебная цепочка»
Превратите мышку в миску .
(Мышка – мошка – мишка – миска.)
7. И г р а «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву.
– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.
8. И г р а «Наоборот»
Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,
Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).
9. И г р а «Один – много»
Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).
10. И г р а «Полсловечка за вами»
Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).
11. И г р а «Подберите пару»
машина маленький
море малиновый
мужчина медленный
мяч мирный
мел мелкий
музей мороженое
мясо музыкальный
12. И г р а «Шесть магов»
1. м – – – а – г.
Этот придумали люди в Австралии.
2. маг – – – – – – –.
Этот и джаз, и частушки, и арии.
3. маг – – – – –.
Этот – прекрасный восточный цветок.
4. – – – – – – маг.
В этом – различных товаров поток.
5. ма – г – – – – – –.
Этот на клумбе, он мал, но красив.
6. – – маг –.
Если б не этот, вернее, не эта,
Я бы от вас не дождался ответа.
О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.
13. И г р а «Найди слова»
14. И г р а «Играем в прятки»
Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.
15. И г р а «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)
2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )
3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться
с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )
16. И г р а «Магическая буква»
Л
А Р? И Я
О т ве т: армия, лампа
17. И г р а «Хвостоглав»
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и хвосты.
Мель мол мак
О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.
18. Читаем..
19. Пишем..
20.
Пословицы и поговорки
1. Мир строит, а война разрушает.
2. Много снега – много хлеба.
3. Мало хотеть, надо уметь.
Словарь
- Маркет — от английского market — рынок
- Мастер-класс — обмена опытом
- Мегаполис — это город, который достиг населения одного миллиона человек
- Менеджер — специалист управленец.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
- Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3 . Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,
затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, -
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Конспект занятия по обучению грамоте
“Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе
Тема: звуки М-МЬ. Буква М.
Цели:
Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;
Коррекционно-развивающие : развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик
Ход занятия
Вводная часть
- Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это …
(мышка)
А теперь вторая загадка:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит
...(медведь).
Молодцы!
- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.
Основная часть
– Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?
Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.
У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.
Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Звуковой анализ слогов МЫ и МИ
- Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.
Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки (картинки).
Знакомство с буквой “М”
- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.
“- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.
Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;
в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.
А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?
Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.
Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.
Итоги
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звук и буква М»
Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.
2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.
Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.
Ход занятияI. Оргмомент.
Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.
А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.
II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И.
В: Они какие?
Гласные.
В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.
В: Сколько их? + Два.
В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.
Что это? (выставляется картина «Дом»)
Какой последний звук вы услышали в этом слове?
Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Какой это звук? (согласный)
А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).
Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).
А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).
В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).
Физкультурная минутка.
Звуко – буквенный анализ.
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
МАМА
В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова).
В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)
IV. Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?
- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..
Дети определяют место звука м
Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально
VI. Физкультминутка.
VII. Развития зрительного внимания и памяти.
Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.
Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.
Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.
Игрушки переставляются.
А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).
VIII. Развитие фонематических представлений.
Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?
Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].
IX. Восстановление деформированных предложений.
Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:
«Мама мыть Митя».
«Возле дома цвести мак».
«Дима мыть руки мыло».
Поможем Мите составить эти предложения правильно.
Нахождение буквы М в кассе букв
Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.
XI. Итог занятия.
С какими звуками сегодня познакомились?
Что еще нового узнали на занятии?
Что было трудным для вас на занятии?
Спасибо всем за работу.
Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [М] и буква М
Цель: знакомство детей со звуком и буквой М.
Задачи:
к оррекционно-образовательные цели :
Ознакомление с артикуляцией звука [М];
Формирование навыка выделения конечного и начального звука [М] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М];
Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М];
Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы ) на слоги .
Знакомство с буквой М;
Конструирование и печатание буквы М;
Чтение обратных и прямых слогов с буквой м;
Чтение двусложных слов с буквой М;
Узнавание буквы М в словах.
к оррекционно-развивающие цели :
Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
к оррекционно-воспитательные цели :
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход работы:
I . Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Гном.
4-й ребенок. Ком.
Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?
Дети. Звук [м].
Логопед. Верно. Садитесь.
II . Основная часть:
Игра «Подними шарик».
Логопед убирает картинки, достает синие шары.
Логопед. Еще раз произнесите звук [м].
Дети. [М].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
Дети. Синим.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.
Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.
Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Кто скорее?»
Логопед убирает воздушные шары.
Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. А, м. Что получилось?
1-й ребенок. Ам.
Логопед. Верно. Получи фишку. У, м.
2-й ребенок. Ум.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Логопед. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
Дети. У Вани.
Логопед. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.
Работа по книге «Мой букварь».
Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 23.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
Дети. Мама, Машенькой, малину.
Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко¬торых начинаются со звука [м].
Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.
Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М - большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву?
Дети. Четыре.
Логопед. Пойдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.
Дети выкладывают на доске букву М.
Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за стол, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.
1-й ребенок. Ам.
2-й ребенок. Ум.
3-й ребенок. Ом.
4-йребенок. Им.
1-й ребенок. Ма.
2-й ребенок. Му.
3-й ребенок. Мо.
4-йребенок. Ми.
1-й ребенок. Мама.
2-й ребенок. Тома.
3-й ребенок. Тима.
4-й ребенок. Пума.
Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?
Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.
Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.
Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.
Логопед. Верно. Молодцы! Закройте буквари.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы( показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
(сжать пальцы в кулак)
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых,
Два – гвардейца – храбреца.
( разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)
Два - сметливых молодца
Два - героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки-
Очень славные мальчишки.
Упражнение «Найди букву».
Логопед приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.
Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!
Работа в тетради №3. Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы М. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
Дети. Синим. Это согласная буква.
Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?
Дети. Мышку, морковку и машину.
Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз слева направо, потом пишу две коротких палочки, сверху вниз и снизу вверх - уголочком, а потом еще одну длинную сверху вниз. Напишите две буквы М по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Специальная артикуляционная гимнастика.
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Для сопровождения гимнастики используются игрушки. Каждое упражнение выполняется 4-5раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.
III . Итог:
Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?
Дети. С буквой М. Она согласная.
Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?
Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.
Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?
Дети. Из четырех.
Логопед. Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.