Концепция государственной религиозной политики российской федерации. Религиозная политика или политическая религия? Влияние на сознание людей

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.

На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.

Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь/государство» и «религия/политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим категориям.

Не всегда политика инструмент политики. На разных исторических этапах зачастую именно религия выполняет доминирующую функцию и определяет политические направления в развитии государства. А с точки зрения верующего человека такая формулировка вообще не корректна так как « у Церкви и у государства есть общие задачи, которые они должны вместе осуществлять - это нравственное и духовное здоровье общества, это мир и согласие в обществе»

Религия и власть укрепляют друг друга. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: тема интересна и имеет противоречивые аспекты освещения. А раз нет единой точки зрения, то следовательно тема актуальна. Данная работа - одна из попыток объединить различные сведения в одно единое целое.

Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки. Целью данного реферата является показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферами деятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику и общество в целом.

1 Взаимоотношения религии и политики

«Религия» (от лат. religio - «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere - собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) - это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

«Политика» (греч. politike - искусство управления государством) - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее - прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.

Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.

Довольно продолжительное время самая распространенная точка зрения на этот вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служители культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих меркантильных интересов. Конечно, самым простым было бы отказаться от таких суждений, объявив их искаженными призмой многолетнего торжества научного атеизма. Хотя суждения о религии в истории и представляются весьма сложными для вынесения однозначных выводов, мы все же попытаемся взглянуть на этот вопрос объективно.

Да, на протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество.

Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов, сами, в душе посмеиваясь, как ловко они обманули непосвященных. Нет. Это только современным атеистам кажется вполне очевидна и понятна такая схема поведения. Конечно, в соответствии с такими поверхностными суждениями все выглядит просто прекрасно и логично, но по сути своей не совсем верно. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени. Ребенок с детства усваивал ту картину мира, которая соответствовала полумифическим описаниям. Наполовину потому, что какая-то часть сведений о мире все-таки опытно проверялась, но он ни сколько не сомневался в существовании языческих богов, как мы сейчас не сомневаемся в круглой форме земного шара, хотя почти никто не видел воочию землю с орбиты.

Точно такому же воспитанию подвергались в детстве и будущие жрецы, которые, став взрослыми, не утратили своих представлений. Они искренне верили в мифическое основание мира, что, тем не менее, не мешало религии активно влиять на государственное обустройство и на политику в целом.

В до античные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить (Др. Вавилон). Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет). Таким образом, религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих подданных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к существенным изменениям. Как пример, можно привести политику фараона Аменхотепа IV, принявшего позднее имя Эхнатон. Он упразднил традицию почитания старых богов, велев почитать единого бога Атона (Эхнатон — дословно, угодивший богу Атону). Но такой порядок продержался недолго, и сразу после его смерти, при фараоне Тутанхамоне был восстановлен прежний порядок почитания богов.

Подобная схема устоялась, и работала вплоть до появления христианства, появление которого внесло огромные коррективы в отношения власти с народом.

Собственно частные возмущения нормального хода управления государством начались еще при царе Ироде, по приказу которого была проведена операция по истреблению первенцев в иудейских семьях, в надежде убить будущего иудейского царя, о рождении которого было возвещено. Политическое решение Понтия Пилата о казни Иисуса, сделанное, как мы помним из Евангелия, под давлением общественности, вообще можно посчитать самым крупным вмешательством политики в область религии за всю человеческую историю, по сравнению с которыми мелкие притеснения христиан со стороны языческого Рима именно таковыми и будут казаться, не смотря на то, что представляли собой порой публичные массовые казни. Перечислять частные случаи взаимного вмешательства религии и политики можно довольно долго, даже если обращать внимание только на самые существенные, как то: установление Константином Великим христианства основной Византийской религией; возвышение Римского папы над всеми европейскими монархами; инквизиция, как способ удаления неугодных власти персон, с переходом их имущества в государственную казну; крестовые походы против неверных и многое другое. Ограничимся лишь общей характеристикой роли религии в политике.

По мере становления христианства, оно, с точки зрения политики, приобретало все большую идеологическую мощь. Все от простых крестьян, до монархов прислушивались к голосу церкви.

Идея Спасителя - «Помазанника Божья» (на иврите - «Мошиях», в греческом произношении - «Мессия», в переводе на греческий - «Христос») изначально соединяла в себе религию и политику. В еврейской Библии в качестве помазанников выступают цари (прежде всего Давид и его потомки), персидский царь Кир Великий (Ис. 45:1), сирийский царь Азаил (1Царь 19:15), первосвященники и пророки .

Акт помазания миром символизировал божественное избрание личности для исполнения предначертаний Всевышнего, нисхождение на нее Духа Господа, трансцендентной харизмы, а для священнослужителей - акт их посвящения, т.е. в результате этого действия личность становилась неподконтрольна никаким земным инструментам.

Выступая на Большом Московском соборе 1666-1667 годов, митрополит Константинопольского патриархата Паисий Лигарид следующим образом сформулировал православное понимание должности царя Алексея Михайловича: «Наречется новым Константином. Будет царь и вместе архиерей, как и преданный вере Христовой великий Константин восхваляется у нас на великой вечерне - иереем и царем. Да и у римлян, как и у египтян, царь соединял в себе власть священства и царство»

Однако следует заметить, что такое понимание должности верховного правителя складывалось постепенно и явилось закономерным результатом длительного исторического процесса, начавшегося с Крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году.

С наступлением Нового времени роль религии в жизни общества стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих географических открытий. Именно в это время стал рождаться миф о противоборстве между наукой и религией, имеющий, впрочем, свои основания. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. Развитие философской мысли свело к минимуму мировоззренческую функцию религии хотя бы среди образованной верхушки общества, а, именно, оно занималось политическим руководством. Относительно неизменными оставались только позиции религиозной морали, которые определяли социальные нормы, являющиеся для политики своеобразными рамками и ориентирами.

При сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма — отделении церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени.

Значительные отклонения, выражавшиеся сначала в насильной пропаганде атеизма, а, затем, в ужасающем религиозном разнообразии, можно было наблюдать только на территории влияния бывшего СССР, но это является одним из этапов развития религии в России, и может быть правильно оценено только в его историческом контексте.

Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии

Настало время подробнее разобраться в том, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Следует отметить, что проявления подобного влияния носят как самостоятельный, непосредственный, так и рефлексивный характер, являющийся своего рода реакцией на какие-то проявления влияния религии на политику. К таким рефлексивным проявлениям следует отнести, к примеру, проявление постсредневековых секуляристических тенденций во внутренней политике многих стран Европы, как реакцию на католическую экспансию Рима. В качестве примера непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. В истории России это было, скажем, крещение Руси князем Владимиром, или попытки искоренения религии в советское время.

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

2.1Функции религии

Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредованно через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

2.1.1.Легитимная функция

выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

2.1.2.Интегрирующая функция

проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

2.1.3.Дифференцирующая функция

обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.

2.1.4.Представительная функция

заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

Таковы основные функции, выполняемые религией по отношению к политике. Результат осуществления этих функций обуславливают наличие соответствующего направления влияния религии на политику.

2.2 Направление влияния

Посмотрим, какие же существуют основные направления такого влияния.

2.2.1.Влияние на сознание людей.

Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами , формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

2.2.2.Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

2.2.3.Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами. Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.

2.2.4.Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

2.2.5.Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

2.2.6.Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

2.2.7.Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

2.2.8.Религиозный экстремизм.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства. Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии, Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

2.2.9.Косвенное влияние.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании; о наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности.

Еще совсем недавно многие специалисты в области социальных наук полагали, что ввиду быстрых и неуклонных изменений в технологии, образовании науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к секуляризации всех сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению религии, как формы общественного сознания. Однако действительный ход событий не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института и как субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как колыбель стройного философско-этического учения и в своем реальном облике.

Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Литература

  1. Выдержка из выступления Патриарха всея Руси
  2. Тантелевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994 с. 19
  3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М., 1991 с.216
  4. Ковальский Н. «Религия в мировой политике». //Свободная мысль 1992, N9.
  5. С.И. Самыгин, Г.Н. Сердюков, В.Н. Нечипуренко. Религия и политика. Изд. «Пегас». 1996. 76 c.

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

(religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для религиозных верований и заставляет согласиться с часто высказываемым в XX в. утверждением о том, что многие убеждения и идеи, не вписывающиеся в рамки признанных религий, включая разные формы марксизма и национализма, обладают основными свойствами религии. Поэтому действительно трудно дать определение религии, скажем, для преподавания детям сравнительного анализа религий или формулирования законов, направленных против оскорбления религиозных чувств людей. Являются ли магия, колдовство и язычество религией или переплетением религий? И является ли религией теософия? Вместе с тем, если очертить границы религиозных верований довольно трудно, то определить "законную" территорию религии особого труда не составляет. Религия связана с поклонением трансцендентальным или сверхъестественным существам, пребывающим за пределами сферы обыденного, временного и смертного – или над ней. В исторически наиболее важной и нравственно самой строгой форме религиозных верований – монотеизме (примерами которого служат иудаизм, христианство и ислам) центром религиозного культа является единый Бог – всемогущий, вездесущий и всеведающий создатель Вселенной. В связи с этим религия, как правило, имеет огромное нравственное значение. Нормы поведения людей определяются бытием, природой и Божьей волей. Едва ли можно быть действительно религиозным (в любом смысле) человеком без того, чтобы религия не определяла какие-то политические взгляды. Действительно, наиболее естественным отношением между религией и политикой является такое, при котором на самые важные политические вопросы даются ответы религиозного характера: например, основываясь на религиозном откровении (см., например : средневековая теория политики), можно судить о законности или незаконности того или иного режима, о пределах конкретной власти, о справедливости или несправедливости законодательства. Системы правления, оправдываемые религией, можно подразделить на теократии, базирующиеся на непосредственном господстве божественного откровения и трактующих его священнослужителей, и не-теократии, в которых тем не менее определенная форма светского правления санкционирована Божественной волей (доктрина Божественного права (Divine Right) на власть является типичной формой религиозной, хотя и нетеократической, легитимизации). Однако начиная с XVII в. в Западной Европе и Америке господствующей становится светская идеология, стремившаяся – и небезуспешно – отделить религию от политики с тем, чтобы существование государства не нуждалось в теологическом оправдании. Секуляризации явилась результатом расхождений между наукой и религией и раскола между отдельными направлениями христианства. Было необходимо изъять из компетенции религии решение вопроса о том, что является истинным, а что – нет, и обосновать законную власть государства, не прибегая к теологическим положениям. Таким образом, христианский мир признал, что политические разногласия должны разрешаться на светской основе (на исламский мир это не распространялось). Как ни парадоксально, этот процесс быстрее всего развивался в Англии, где сохранялась (и продолжает сохраняться) традиционная церковь. В светском обществе принят принцип разделения религии и политики на две не зависимые друг от друга сферы, но религия продолжает разными способами оказывать влияние на политику. Хотя можно считать, что религиозные доктрины дают слишком произвольный или неопределенный ответ на многие политические вопросы, тем не менее есть проблемы, по которым церковь должна высказываться четко и решительно. Позиция Римской католической церкви по вопросу об абортах – один из наиболее ярких примеров такого рода. Та или иная форма религиозной веры может быть тесно связана с национальной принадлежностью, как, например, католицизм у поляков и ирландцев и православие у армян и грузин. Там, где есть свобода создания партий, нередко существуют партии, основанные большей частью на христианской общественной морали, как, например, многочисленные христианско-демократические партии (Christian Democratic party) в современной Европе, или на базе какой-то одной христианской церкви. Примером могут служить Католическая народная партия в Нидерландах и Республиканское народное движение во Франции, приверженные исключительно римскому католицизму, хотя ныне обе эти партии слились с другими, и в целом в конце XX в. наблюдается тенденция к спаду в партиях, основанных на какой-то одной христианской церкви. В то же время там, где отсутствует официальная связь между религиозной организацией и политической партией, можно наблюдать принадлежность индивида одновременно к обеим организациям и их взаимное влияние. В Англии англиканскую церковь часто называли "партией тори за молитвой", хотя к ней принадлежали и многие не-тори. В 1990-е гг. ее правильнее было бы назвать "либеральными демократами за молитвой".


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА" в других словарях:

    Религия и политика - (religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источником легитимности и полит, мобилизации… … Народы и культуры

    - (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

    Обелиск с религиозными текстами Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

    Содержание 1 Религия и наука 1.1 Точки зрения 1.2 Отношения в обществе … Википедия

    Айя София, освещённая в ночное время В Турции религия законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны … Википедия

    - (от лат. religio благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких)… … Большая советская энциклопедия

    Религия в Румынии. Наиболее распространённое религиозное направление в Румынии православие, по данным общенациональной переписи 2002 года к православию отнесли себя 86,7 % общего населения страны. Подавляющее большинство православных… … Википедия

    Религия в ЮАР. Согласно результатам переписи населения в 2001 году в ЮАР было следующее количество верующих по деноминациям: Содержание 1 Христианство 2 Другие религии … Википедия

    Религия в Черногории. Преобладающим вероисповеданием в Черногории является православное христианство. Существуют значительные религиозные общины мусульман и католиков. Численность представителей прочих религий не превышает 0,1 % населения… … Википедия

Книги

  • Религия и политика , Самыгин С., Воденко К., Нечипуренко В.. Учебное пособие раскрывает основные вопросы взаимодействия религии и политики, основываясь на идеях классиков философской и социально-политической мысли. Особоевнимание уделяется моделям…

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки.

Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение:

Политика - сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,

то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя:

Религия - специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.

Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику.

Взаимовлияние политики и религии

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и религия на политику. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.

Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов.

Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Государство и церковь: основные модели взаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

Теократия

Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.

Цезаропапизм

Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве

Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.

Отделение церкви от государства

На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

Невмешательство государства и церкви в дела друг друга

Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.

Схемы государственной финансовой поддержки церкви

В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:

  1. Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.).
  2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
  3. Использование средств "церковного" налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
  4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Список литературы

  1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.
  2. Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.
  3. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.

Публикуемый ниже текст представляет собой первую и основную часть "Концепции государственной религиозной политики Российской Федерации", разработанной на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в ноябре-декабре 2003 года. Редакционная группа: О.Ю. Васильева, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, А.В. Журавский и А.И. Кырлежев, сотрудники кафедры. (Полный текст, помимо публикуемой основной части, включает историческую и справочную части.)
Документ предоставлен порталу "Религия и СМИ" кафедрой религиоведения РАГС.

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, задачи, принципы и основные направления эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997), других нормативных правовых актах России, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000).
Необходимость выработки концептуальных оснований религиозной политики Российского государства обусловлена ростом значения религиозного фактора в современных политических процессах, в жизни общества и граждан, а также тем, что ряд российских конфессий сформулировали в своих социальных доктринах религиозное понимание государственно-конфессиональных отношений.
Концепция учитывает федеративный характер Российского государства, культурное и религиозное многообразие России.

Определение и основные категории религиозной политики

Религиозная политика есть система действий светского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений и реализации свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
"Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (Конституция РФ, ст. 14).
Светскость государства означает, что государство:

  • не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию;
  • обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.

Государственно-конфессиональные отношения – это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и не зарегистрированные религиозные группы), с другой.
Государственно-конфессиональные отношения регулируются Конституцией РФ, Законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997) и другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и иных статусов религиозных объединений.
Помимо государственно-конфессиональных отношений религиозная политика включает в себя акции и реакции государства на различные проявления религиозности , как индивидуальной, так и общественной.
Религиозность есть качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.
Общественное проявление религиозности – это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.
Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.
Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.
Светское (секулярное) – это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.
Религиозное в широком смысле – это понятие, которое охватывает как собственно религиозные явления (исповедание религиозной веры, совершение религиозных ритуалов, распространение религиозных учений и представлений, религиозное воспитание и т.д.), так и явления, для которых религиозный фактор является определяющим (религиозная культура, религиозная философия, религиозное искусство, религиозное право, религиозная мораль, религиозный быт, религиозные символы) или вспомогательным (связь религиозного и этнического, религии и культуры).
Секуляризм есть система представлений (или идеология), согласно которым проявления религиозности должны быть ограничены рамками частной жизни граждан и деятельности религиозных объединений.
Клерикализм есть идеология (и практика) вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение ими властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.
В своей религиозной политике государство осуществляет согласование , а не противопоставление светского и религиозного, не допускает использования в качестве официальной идеологии секуляризма или клерикализма.

Цель и задачи религиозной политики государства

Целью религиозной политики государства является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества.
Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно-признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России.
Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в соблюдении прав человека , сохранении и развитии религиозных традиций народов России и в укреплении Российского государства.
Религиозная политика Российской Федерации строится с учетом того, что развитие новой российской государственности происходит в контексте мировых, глобальных процессов и вызовов современности.

Задачи религиозной политики
В правовой сфере:

  • обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
  • приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;
  • регистрация религиозных объединений и контроль за их уставной деятельностью.

В культурной сфере:

  • учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;
  • защита духовно-нравственного и культурного наследия народов России, исторических религиозных традиций;
  • осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

В социально-политической сфере:

  • осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;
  • создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;
  • осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
  • реализация эффективных мер по "противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;
  • предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Методологические основания религиозной политики

Религиозная политика государства вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического .
Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.
Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:

  • права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  • свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Культурологический подход позволяет государству выявить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, определить религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или как культурную инновацию.
Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.
В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются формы религиозности, являющиеся новыми (инновационными) для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).
Субкультура – это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.
В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.
Признавая вклад доминирующих религиозных культур, государство уважает религиозные субкультуры как традиции меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.
В своей культурной и образовательной политике государство учитывает вклад религиозных традиций народов России в общенациональную культуру. В рамках культурологического подхода государство осуществляет меры по сохранению и использованию, совместно с религиозными объединениями, исторических и культурных памятников религиозного происхождения.
Социологический подход позволяет государству учитывать проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство также реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями.
В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.
Проявления религиозности, опознаваемые через социологический подход, имеют место:

  • в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);
  • в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);
  • в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;
  • в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии и пр.).

Данный подход позволяет государству содействовать:

  • реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
  • позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, антисоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;
  • предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;
  • социализации религиозности.

Социализация религии как комплексная задача религиозной политики государства

Государство признает в качестве угроз национальной безопасности, общественной стабильности и правам человека следующие тенденции и процессы деструктивного характера:

  • межрелигиозные конфликты и разжигание межрелигиозной розни;
  • нарушение прав граждан РФ со стороны некоторых религиозных организаций и групп;
  • использование религиозного фактора в политических целях движениями изоляционистского, сепаратистского и экстремистского характера;
  • негативное влияние отдельных иностранных религиозных организаций и миссионеров, культурно-религиозную экспансию, осуществляемую с территорий иностранных государств, и проявления религиозного экстремизма внутри страны (согласно Концепции национальной безопасности РФ).

Государство сознает, что эффективная борьба с этими негативными и деструктивными явлениями возможна только в условиях консолидации общества, при широком и конструктивном участии в этом процессе религиозных объединений и верующих граждан.
Для обеспечения общественной стабильности и позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране государство в рамках своей религиозной политики создает условия для социализации религиозности и религиозных сообществ.
В рамках осуществления религиозной политики социализация религии . понимается как система действий государства, направленных на создание условий для вовлечения религиозных сообществ и верующих граждан в построение гражданского общества, для преодоления религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и других негативных тенденций, для утверждения толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде.
Одним из способов социализации религии является установление социального партнерства государства и конфессий, а также религиозных, межрелигиозных и общественных организаций. Целью такого социального партнерства является укрепление общественной стабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России, религиозных объединений и граждан.

Факторы и условия эффективной религиозной политики государства

Эффективность религиозной политики Российского государства обеспечивается ориентированностью на соблюдение демократических принципов, прав и свобод граждан, а также на защиту национальных интересов и укрепление общественной стабильности.
Необходимыми условиями эффективной религиозной политики являются:

  • разработка категориального аппарата, а также методики для анализа и оценки современных религиозных процессов в России;
  • системный подход к выработке инструментов и механизмов религиозной политики государства;
  • согласование и координация решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях;
  • единый центр выработки религиозной политики и ее конкретных инструментов;
  • информационно-аналитическое и экспертное обеспечение религиозной политики государства;
  • эффективная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации религиозной политики;
  • обеспечение государством возможности прямого диалога религиозных объединений и государственной власти;
  • межрелигиозное взаимодействие (на федеральном и региональном уровне), направленное на социально значимую деятельность и укрепление согласия и стабильности в обществе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ по курсуполитологии

на тему: "ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ"

подготовила

студентка Факультета экономики

Проверила:


Введение

3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самыхдавних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействиеразличных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытиеобщества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних формпроявления общественной активности человека, то и их взаимодействие ивзаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так какэти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку,они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Научный подход к объяснению особенностей их сосуществованияначался только во второй половине XIX в., когдаполитология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли наукисо своими предметами и методами. В работах некоторых политологов рольрелигиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либосовсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорированиезначения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводитк довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаютсяобщественной практикой. Современное общественно-политическое развитиечеловечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическуюжизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностейвзаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов междуполитическими и религиозными факторами - одно из самых важныхзаданий политической науки. Целью данного реферата является показатьвзаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферамидеятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви игосударства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику иобщество в целом.


1. Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политикапостоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтомувзаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать вобщественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях- структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание,политическую деятельность, политические организации и политические отношения. Аструктура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозныеорганизации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии иполитики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первымитремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание . Имеет теоретический (концептуальный)и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитиеполитики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первуюочередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия,Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианскойцеркви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическаярелигиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутыхфилософских, этических и социально-политических учений. Она оказываетнепосредственное влияние на формирование или обоснование определенногополитического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичнойвласти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиознымиинституциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов . Разделяется нанекультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиознойдеятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять наполитическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или еекритики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации . Теснее всего взаимодействуютс политической жизнью общества, являются институциализованной формойрелигиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваныупорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функцииинституций публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиознымиорганизациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественныхинститутов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплотьдо полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это отконкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типарелигиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количествопоследователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленнымадептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций,партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы,функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения,репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклисьэкономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основнымифункциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множестворазличных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум всеже оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеютследующие:

Мировоззренческая функция . Сформированные с помощьюрелигии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующегочеловека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством,партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречатвзглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная функция сориентирована на управлениедеятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. Доновейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкойопределенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартовповедения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над ихдеятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознаниежелаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотноситьконкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когдарелигиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи илидействия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающейобщечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромногоинтегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгеймвидел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума исоциума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая иобщепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородныесоциальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди,совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Дифференцирующая функция обуславливает наличие разделасфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование можетбыть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориальноцелое государство, или однородная по составу социальная группа.

Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как наструктурном, так и на функциональном уровнях

2. Взаимовлияние политики и религии

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг надруга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зренияполитологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же внекоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которыемогут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретныхлюдей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идеюбогоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцветаэтого национального государства. В политике всегда находились люди, склонныерассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самомпроцессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие средиверующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатываютрелигиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическимдействиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие,противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должнапревращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основыобщества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений междурелигией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укреплениерелигиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно,правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие,моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человекоми у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннююкультуру, частью которой является и политическая культура, влияющая наполитическое сознание. Политически социализированный индивид может либонепосредственно принимать участие в политических событиях, либо простореагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляяокружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с еесистемой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться наавторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространениерелигиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либоидеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитиеобщественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание ктаким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особоопасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в ролинекоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован вразрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблемпо роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитетрелигии для поддержания своего престижа.

Религия может влиять на политику и в направленииполитической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющаясобой объединение различных политических образований и государств с учетомрелигиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, всостав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизмпредставлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в рядыОрганизации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманскихгосударств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития идаже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозныйфактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработкесоответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальныхполитических действий, осуществляемых различными религиозно-политическимиобразованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошласильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, чтообусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примеромможет послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламскоготеррористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисскогоправительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику,оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные иправовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя ивнутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политическихи экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основеряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются надеятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политическойжизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизмтак же формируются под влиянием религиозных концепций посредствомвоспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику инаоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опытавзаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы изаконы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того,получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системыконцепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнутьпринципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К такимпринципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость иравенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумнаяполитика.

3. Государство и церковь: основные моделивзаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковныхотношений - один из главных показателей уровня развития и государства, ирелигиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализациипринципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прави свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделейгосударственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия . Проявляется как форма правления, прикоторой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству.Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентациюфункционирования государства и ее институций, всей общественной жизнигосподствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правлениесуществовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена вруках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане,где Папа римский является абсолютным монархом.

2. Цезаропапизм . Показывает себя как политикасветской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетаниев лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматриваетполную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинениясветской власти церковных структур. Классическими примерами такого правленияявляется Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали иснимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка, которая обеспечиваетпривилегированное состояние определенной церкви в государстве . Статусгосударственной церкви предусматривает государственное финансированиедеятельности церковных институций, возлагает на них определенныегосударственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуютв Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и другихстранах.

4. Отделение церкви от государства . На практике это означаетневозможность вмешательства церкви в дела государства при активномвмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель былахарактерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательствотеоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывалидискриминацию.

5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга .Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности вгосударстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют гражданеСША, Франции, Турции, Украины.

В зависимости от традиций, модели государственно-церковныхотношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковныхинституций:

1. Прямое финансирование государством религиозных организацийи государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия,Люксембург, Норвегия и др.).

2. Сбор специального «церковного» налога, которыйтратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)

3. Использование средств «церковного» налогарелигиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролемгосударства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)

4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям,которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки отцерковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь игосударство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви игосударства.


Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественноеявление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложнооценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о немявляются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, вкотором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем прощеему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешалоправильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии вобщественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметноактивизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в формесоциального института, и как субъект политики, и как кладезь национальнойкультуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своемреальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разрядстратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметомтщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне спроблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политикидолжен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, ихсосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управлениянаселением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самойразумной является политика доброго сожительства и равноправного развитияразличных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного

морально-нравственного регулятора, гуманистической системывоспитания, ориентированной на

традиционные ценности. Таким образом, в религии можноувидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так инациональное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.


Список литературы

1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.- Мн.: Вышэйшаяшкола, 2003.

2. Політологія. За ред. Бабкіної О.В., Горбатенка В.П.- К: Академія, 2001.

3. Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.

4. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.