Звучание имен. Влияние имени - фоносемантический анализ имени

Фоносемантика. Фоносемантический анализ слова. Фоносемантика направление в лингвистике, предполагающее, что вокальные звуки, фонемы могут нести смысл сами по себе. Оно рождается и утверждает себя на стыке фонетики (по плану выражения), семантики (по плану содержания), лексикологии (по совокупности этих планов) и психологии (теория восприятия). Фоносемантика позволяет определить смысл по звучанию слова.


Таким образом, любое слово обладает двумя смыслами. Первый слово как символ, обозначающий какой- нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот самый второй смысл слова получил название фоносемантического значения.


Фоносемантика – это область знания, изучающая звуко изобразительную систему языка. Фоносемантика–это теория, основная идея которой заключается в том, что все звуки языка (вне зависимости от того, взяты они как отдельные или же как входящие в состав слова) обладают закрепленной семантикой. Так, например, в этой теории звук [р] считается «могучим, сильным, мужественным и грубым»








Предшественники фоносемантического анализа. Предположения о наличии у звуков языка отдельной собственной семантики неоднократно делались в истории человеческой мысли: в частности, эту идею развивал уже Михаил Ломоносов, указывавший в «Риторике» (1748) на то, что: «Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живые действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие, каков есть стук строящихся городов и домов, от конского топоту и от крику некоторых животных. Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавкое р имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут вспомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных. Мягкие ж, з и плавкие в, л, м, н имеют произношение нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий не нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий»


Предшественники фоносемантического анализа. Подробное толкование значений отдельных звуков предложил Велимир Хлебников в статьях «Наша основа» и «Художники мира!» Велимир Хлебников Интересны также манифесты футуристов, ратовавших за создание нового языка




Предшественники фоносемантического анализа Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд. Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его методом «семантических дифференциалов», ученый попросил оценить ощущения, вызываемые тем или иным звуком: сильный он или слабый, светлый или темный, большой, маленький и т. д.


В итоге сформировались 24 шкалы. Был создан словарь, каждому созвучию соответствовал цифровой код – положение слога по этим шкалам. Были открыты статистически достоверные зависимости между характерологическими чертами автора, определенным набором слов из его сочинения, и особенностями людей, которым оно понравилось. По тексту стало возможным охарактеризовать личность написавшего текст в основных психологических шкалах: демонстративность, возбудимость, депрессивность.


А.П. Журавлев – основной автор теории фоносемантики в наше время. Основным автором теории фоносемантики в наше время можно считать А.П. Журавлева, сформулировавшего свои идеи в книге «Звук и смысл». В его изложении эта теория претендует на научность. Александр Павлович Журавлев - доктор филологических наук, специалист по кибернетике, кибернетической лингвистике, основное направление исследований - семантический анализ текстов, основоположник целого научного направления - экспериментальной фоносемантики. А. П. Журавлёв ввёл в оборот термин "звуко цвет" и работал над цветовым представлением слов и текстов.


Основные положения фоносемантики Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Журавлев предложил список качественных характеристик каждого звука русской речи, а именно каким он является по следующим 23 шкалам:


23 шкалы А.П.Журавлева хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный – пассивный


Основные положения фоносемантик и Звуки оценивались по шкале от 1 до 5, и в результате множественных опросов выводилось среднеарифметическое значение. Значимыми считались показатели больше 3,5 и меньше 2,5, если оценка для звука попадала в интервал >=2.5 и "> =2.5 и " title="Основные положения фоносемантик и Звуки оценивались по шкале от 1 до 5, и в результате множественных опросов выводилось среднеарифметическое значение. Значимыми считались показатели больше 3,5 и меньше 2,5, если оценка для звука попадала в интервал >"> title="Основные положения фоносемантик и Звуки оценивались по шкале от 1 до 5, и в результате множественных опросов выводилось среднеарифметическое значение. Значимыми считались показатели больше 3,5 и меньше 2,5, если оценка для звука попадала в интервал >">


Основные положения фоносемантики Согласно идее Журавлёва, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Фоносемантический анализ показывает, какой эмоциональный фон возникает на подсознательном уровне у человека при произнесении слова. То есть по результатам этого анализа Вы сможете представить, какое может формироваться на подсознательном уровне у людей впечатление при произнесении Вашей фамилии или имени. Чем больше выраженных признаков - тем сильнее эмоционально-подсознательная значимость этого слова.


Основные положения фоносемантики Каждое слово в русском языке несёт какой-то смысл, что-то обозначает и имеет своё особенное восприятие. Тем не менее, поскольку отдельные звуки, как мы убедились, значимы, то и сочетание звуков обладает фонетической значимостью. Приведём пример такой оценки (с помощью программы ВААЛ) слова «Любовь».Какие можно сделать выводы из такого анализа? Достаточно очевидные слово любовь нами воспринимается как нечто положительное, доброе и никак не отталкивающее. Результат анализа нам это весьма очевидно подтверждает.


Фоносемантический анализ слов. Как это работает? В основе компьютерной программы Фоносемантический анализ слов положен принцип фоносемантического анализа с последовательной психолингвистической интерпретацией результатов этого анализа. Принцип анализа достаточно простой - каждая буква русского языка обладает определённой частотой встречаемости, а каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением.


Значение букв и звуков А - сила, власть, комфорт. Б - способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности. В - непостоянство, отсутствие систематичности, единение с природой. Г - таинственность, внимание к деталям, добросовестность. Д - общительность, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике. Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость. Е - страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность. Ж-неуверенность, содержательный, но скрываемый внутренний мир. 3 - материальная неудовлетворенность, высокая интуиция. И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие. К - выносливость, нервозность, проницательность. Л - артистичность, мелочность, логика, большая изобретательность. М - заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность. Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум. О - большая эмоциональность, таинственные волнения. П - скромность, одиночество, богатство идеями, забота о внешности.


Значение букв и звуков Р - самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность. С - здравый смысл, угнетенность, властность, капризность. Т - поиск идеала, чувствительная творческая личность. У - ранимость, пугливость, великодушное сопереживание, интуиция. Ф - нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей, способность приврать. X - сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство чувств. Ц - притязания на лидерство, заносчивость. Ч - верность. Ш - ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность. Щ - великодушие, устремленность вперед, интеллект. Ъ - мягкость, умение сглаживать острые моменты отношений. Ы - чувство сопричастности, практичность, приземленность духа. Ь - способность к классификации, раскладыванию по полочкам. Э - поиск психологического равновесия, пронырливость, хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное. Ю - большие амбиции, стремление к истине, отсутствие систематичности, самопожертвование, жестокость. Я - чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие способности.


Фоносемантический анализ имён Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя и фамилия играют очень существенную роль в жизни каждого человека, а также оказывают огромное влияние при формировании его, как личности.


Заключение Практический потенциал у этого метода весьма велик. Это может быть как составляющая часть обучаемости пониманию смысла, сути слова и текста. Также этот метод позволяет оценить тот или иной текст на воспринимаемость человеком. Например, вы придумали рекламный слоган, почему бы его не проверить на воспринимаемость… вдруг всё звучит красиво, а воспринимается совсем не так как ожидалось. Фоносемантический анализ слова может быть интересен даже в том случае, если Вы, например, нуждаетесь в сценическом псевдониме для того, чтобы правильно его выбрать.





Чарльз Осгуд В 1952 году американский психолог Ч. Осгуд, анализируя публичные выступления политиков, заметил: из двух примерно одинаковых кандидатов выигрывает тот, кто использует более благозвучную мелодику речи. Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его методом «семантических дифференциалов».









4)Предположения о наличии у звуков языка отдельной собственной семантики неоднократно делались в истории человеческой мысли: в частности, эту идею развивал уже Михаил Ломоносов, указывавший в …. Где Ломоносов развивал свою идею? А) В статье «Наша основа» Б) В «Риторике» В) В статье «Художники мира!»Михаил Ломоносов



Да, такой науке верить и воспринимать ее всерьез тоже можно несмотря на то, что все люди разные, а слова, имена, фамилии и т.д. одинаковые, анализ показывает восприятие на подсознательном уровне. Результаты не следует воспринимать буквально, но определённые выводы сделать можно…



Игра в слова Все в детстве смотрели мультфильм «Кот Леопольд»? Леопольд и Мыши в конце концов всё-таки померились, но что-то пошло не так. Наши Мышки опять замышляют проказы… Каждой команде розданы карточки с буквами, обозначающие какие-то качества. Из этих карточек Вы должны будете составлять слова по следующим заданиям.


Для начала мы узнаем, что же замышляют Мыши. Ваша задача: Составьте из букв данных Вам слово, что могли замышлять Мыши. Слово должно обозначать непримиримость, обидчивость, самоуверенность и т.п. Внимание! Все буквы должны обозначать данные или подобные характеристики.













Фоносемантический анализ осуществляется на основе

использования программ, работающих на сайте или программой.

Для сока были выбраны следующие важные признаки:

1. Хороший -плохой.

2. Большой –маленький

3. Яркий –тусклый

4. Красивый –отталкивающий

5. Весёлый –грустный

6. Активный –пассивный

7. Радостный - печальный

8. Легкий –тяжелый

9. Безопасный - страшный

Признаки «хороший», «безопасный» важны потому, что показывают, какой сок должен быть, чтобы покупатели купили его. Признаки «яркий» и «красивый», описывают, какая должна быть упаковка сока, чтобы на нее обратили внимание покупатели. Признак «маленький», обозначает, что упаковку удобно будет брать с собой. Признаки «веселый», «активный», «радостный», «легкий» показывают то настроение, какое должен чувствовать покупатель после покупки и употреблении сока.

Для фоносемантического анализа было выбрано 5 названий брендов сока конкурентов:

1. Любимый;

4. Добрый;

Также для анализа было придумано 5 собственных названий брендов сока с применением пяти способов генерации имен брендов:

1. Ягода – подход «Имя содержит в себе картинку».

2. Энерджи – подход «Иностранные слова на новой родине».

3. Мультиягодка – подход «Гибриды с их ресурсом новизны»



4. Вовочка – подход «Имя персонажа»

5. Санберри – подходы «Иностранные слова на новой родине» и «Гибриды с их ресурсом новизны».

Результат фоносемантического анализа слова «Любимый»

приведен в табл. 2.1. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, красивый, веселый, безопасный.

Таблица 2.2 - Результат фоносемантического анализа слова «Любимый»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,30 3,70 Хороший
Большой - маленький 3,14 2,86 Не выражен
Яркий - тусклый 2,57 3,43 Не выражен
Красивый - отталкивающий 2,47 3,53 Красивый
Весёлый - грустный 2,50 3,50 Веселый
Активный - пассивный 3,11 2,89 Не выражен
Радостный - печальный 2,63 3,37 Не выражен
Легкий - тяжелый 2,53 3,47 Не выражен
Безопасный -страшный 2,19 3,81 Безопасный
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 30,56

Результат фоносемантического анализа слова «Я»

приведен в табл. 2.2. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, яркий, красивый, весёлый, радостный, легкий, безопасный.

Таблица 2.2 - Результат фоносемантического анализа слова «Я»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 1,80 4,20 Хороший
Большой - маленький 3,90 2,10 Большой
Яркий - тусклый 1,60 4,40 Яркий
Красивый - отталкивающий 1,40 4,60 Красивый
Весёлый - грустный 2,50 3,50 Весёлый
Активный - пассивный 2,60 3,40 Не выражен
Радостный - печальный 1,80 4,20 Радостный
Легкий - тяжелый 2,10 3,90 Легкий
Безопасный -страшный 2,10 3,90 Безопасный
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 34,20

Результат фоносемантического анализа слова «Да»

приведен в табл. 2.3. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, яркий, красивый, активный, радостный.

Таблица 2.3 - Результат фоносемантического анализа слова «Да»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,24 3,76 Хороший
Большой - маленький 4,04 1,96 Большой
Яркий - тусклый 2,08 3,92 Яркий
Красивый - отталкивающий 2,33 3,67 Красивый
Весёлый - грустный 2,86 3,14 Не выражен
Активный - пассивный 2,35 3,65 Активный
Радостный - печальный 2,39 3,61 Радостный
Легкий - тяжелый 2,96 3,04 Не выражен
Безопасный -страшный 2,76 3,24 Не выражен
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 29,99

Результат фоносемантического анализа слова «Добрый»

приведен в табл. 2.4. Это слово обладает следующим важным

фоносемантическим признаком: яркий.

Таблица 2.4 - Результат фоносемантического анализа слова «Добрый»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,65 3,35 Не выражен
Большой - маленький 3,85 2,15 Большой
Яркий - тусклый 2,37 3,63 Яркий
Красивый - отталкивающий 2,72 3,28 Не выражен
Весёлый - грустный 2,98 3,02 Не выражен
Активный - пассивный 2,56 3,44 Не выражен
Радостный - печальный 2,79 3,21 Не выражен
Легкий - тяжелый 3,04 2,96 Не выражен
Безопасный -страшный 3,06 2,94 Не выражен
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 27,98

Результат фоносемантического анализа слова «Тонус»

приведен в табл. 2.5. Это слово не обладает важными

фоносемантическими признаками.


Таблица 2.5 - Результат фоносемантического анализа слова «Тонус»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,70 3,30 Не выражен
Большой - маленький 3,57 2,43 Большой
Яркий - тусклый 3,21 2,79 Не выражен
Красивый - отталкивающий 2,86 3,14 Не выражен
Весёлый - грустный 3,40 2,60 Не выражен
Активный - пассивный 2,94 3,06 Не выражен
Радостный - печальный 3,27 2,73 Не выражен
Легкий - тяжелый 2,76 3,24 Не выражен
Безопасный -страшный 3,23 2,77 Не выражен
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 26,06

Результат фоносемантического анализа слова «Ягода»

приведен в табл. 2.6. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, яркий, красивый, радостный, легкий, безопасный.

Таблица 2.6 - Результат фоносемантического анализа слова «Ягода»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,06 3,94 Хороший
Большой - маленький 3,87 2,13 Большой
Яркий - тусклый 1,81 4,19 Яркий
Красивый - отталкивающий 1,75 4,25 Красивый
Весёлый - грустный 2,62 3,38 Не выражен
Активный - пассивный 2,58 3,42 Не выражен
Радостный - печальный 2,08 3,92 Радостный
Легкий - тяжелый 2,35 3,65 Легкий
Безопасный -страшный 2,38 3,62 Безопасный
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 32,50

Результат фоносемантического анализа слова «Энерджи»

приведен в табл. 2.7. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, красивый, безопасный.

Таблица 2.7 - Результат фоносемантического анализа слова «Энерджи»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,07 3,93 Хороший
Большой - маленький 4,15 1,85 Большой
Яркий - тусклый 2,51 3,49 Не выражен
Красивый - отталкивающий 2,17 3,83 Красивый
Весёлый - грустный 2,98 3,02 Не выражен
Активный - пассивный 3,54 2,46 Пассивный
Радостный - печальный 2,63 3,37 Не выражен
Легкий - тяжелый 2,75 3,25 Не выражен
Безопасный -страшный 2,29 3,71 Безопасный
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 28,91

Результат фоносемантического анализа слова «Мультиягодка»

приведен в табл. 2.8. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, красивый.

Таблица 2.8 - Результат фоносемантического анализа слова «Мультиягодка»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,39 3,61 Хороший
Большой - маленький 2,57 3,43 Не выражен
Яркий - тусклый 2,71 3,29 Не выражен
Красивый - отталкивающий 2,48 3,52 Красивый
Весёлый - грустный 3,01 2,99 Не выражен
Активный - пассивный 3,02 2,98 Не выражен
Радостный - печальный 2,89 3,11 Не выражен
Легкий - тяжелый 2,81 3,19 Не выражен
Безопасный -страшный 2,61 3,39 Не выражен
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 29,51

Результат фоносемантического анализа слова «Вовочка»

приведен в табл. 2.9. Это слово обладает следующими важными

фоносемантическими признаками: хороший, яркий, красивый, весёлый, активный, радостный.


Таблица 2.9 - Результат фоносемантического анализа слова «Вовочка»

Фоносемантические шкалы Коэф- фици- ент Правильно ориентированный коэффициент Выражен- ность признака
Хороший - плохой 2,16 3,84 Хороший
Большой - маленький 4,26 1,74 Большой
Яркий - тусклый 2,22 3,78 Яркий
Красивый - отталкивающий 2,34 3,66 Красивый
Весёлый - грустный 2,32 3,68 Весёлый
Активный - пассивный 2,04 3,96 Активный
Радостный - печальный 2,17 3,83 Радостный
Легкий - тяжелый 2,59 3,41 Не выражен
Безопасный -страшный 2,74 3,26 Не выражен
Интегральная фоносемантическая оценка – сумма баллов правильно ориентированных коэффициентов 31,16

Результат фоносемантического анализа слова «Санберри»

приведен в табл. 2.10. Это слово обладает следующим важным

фоносемантическим признаком: весёлый.

Таблица 2.10 - Результат фоносемантического анализа слова «Санберри»

Каждое славо, которое мы произносим, имеет две стороны воздействия. С одной стороны мы воспринимаем слово по его смысловому символическому значению, обозначающему какой-нибудь объект или процесс, с другой стороны, слово - это набор звуков, который может вызывать у человека определенную ассоциативную эмоционально-психологическую реакцию. Поскольку сознание взрослого человека при слуховом восприятии слов ориентировано преимущественно на их смысловое значение, то другая реакция на слово, как на набор звуков, проходит подсознательно и переживается человеком в виде определенного эмоционального фона. Вот эта вторая реакция на слова и является фоносемантическим их значением.
Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд. Для русского языка эти значения в своё время определил советский ученый, доктор филологических наук А.П.Журавлёв. В результате его докторской диссертации было установлено фоносемантическое значение каждого звука русской речи. С помощью опроса многотысячной аудитории он определил качественные характеристики каждого звука русской речи, а именно, каким он является по следующим 25 критериям оценки: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.
Всем звукам русского языка по этой 25-градационной психологической шкале сопоставлены определенные оценки. Благодаря этому, фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Поскольку любое слово состоит из звуков, вполне естественно, что для оценки воздействия на человека определенного слова, как набора звуков, необходимо произвести соответствующие расчеты, чтобы определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем 25 критериям шкалы. Здесь мы публикуем фоносемантический анализ некоторых популярных мужских и женских имен. При пользовании перечнем следует помнить, что эти характерстики личных имен нельзя переносить на конкретных носителей такого имени. При выборе личного имени ребенку фоносемантическое значение может играть далеко не самую главную роль.

Фоносемантический анализ мужских имен

Теория фоносемантического анализа слова

Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Воспользовавшись техникой "семантических дифференциалов" Ч. Осгуда , Журавлёв провел исследование для выяснения этих значений. Результаты легли в основу его диссертации. Журавлев предложил список качественных характеристик каждого звука русской речи, а именно каким он является по следующим 23 шкалам:

Хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.

Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. Согласно идее Журавлёва, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Каждое слово состоит из звуков, и предлагается для оценки воздействия на человека слова как набора звуков по соответствующим расчётам определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем 23 шкалам. С появлением дешевых компьютеров фоносемантический анализ слова стал занимать малые доли секунды.

ВААЛ

По утверждениями авторов (В. П. Белянин, М. Дымшиц, В. И. Шалак) программы ВААЛ, она основана на идее и результатах исследований Журавлёва. Следует отметить, что программа ВААЛ анализирует не звуки, а буквы в составе слов и никак не учитывает их взаимное расположение.

Критика

Известный специалист в области дизайна и рекламы Артемий Лебедев подверг используемую в психолингвистической системе ВААЛ методику фоносемантического анализа жёсткой критике. В качестве примера он провёл фоносемантический анализ слов дохляк и сила . Слово дохляк по результатам анализа оказалось «грубым, мужественным и храбрым», а сила - «светлым, низменным, лёгким, нежным, женственным, слабым, тихим, трусливым, хилым, маленьким» .

Литература

  • С.В. Воронин Фоносемантика: Цель, задачи, проблематика, разделы // Основы фоносемантики. Л.: изд-во ЛГУ, 1982

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фоносемантика" в других словарях:

    фоносемантика - Направление в лингвистике, начало развития которого падает на 70–80 е годы XX в. Зарождается оно под влиянием трудов А.П. Журавлева Фонетическое значение (М., 1974), Звук и смысл (М., 1981; М., 1991). Фоносемантика – это область знания, изучающая … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    фоносемантика - Направление в лингвистике, начало развития которого падает на 70–80 е годы XX в. Зарождается оно под влиянием трудов А.П. Журавлева «Фонетическое значение» (М., 1974), «Звук и смысл» (М., 1981; М., 1991). Фоносемантика – это область знания,… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

    Юрий Викторович Казарин Дата рождения: 11 июня 1955(1955 06 11) (57 лет) Место рождения: Свердловск Страна … Википедия

    Юрий Викторович Казарин Дата рождения: 11 июня 1955 Место рождения: Свердловск Гражданство: Россия Научная сфера: лексикология, теория поэтического языка, фоносемантика Место работы: Уральский государственный университет Альма матер: Уральский… … Википедия

    Юрий Викторович Казарин Дата рождения: 11 июня 1955 Место рождения: Свердловск Гражданство: Россия Научная сфера: лексикология, теория поэтического языка, фоносемантика Место работы: Уральский государственный университет Альма матер: Уральский… … Википедия

    Юрий Викторович Казарин Дата рождения: 11 июня 1955 Место рождения: Свердловск Гражданство: Россия Научная сфера: лексикология, теория поэтического языка, фоносемантика Место работы: Уральский государственный университет Альма матер: Уральский… … Википедия

    Клемент мужское имя. Созвучные, но полностью не совпадающие варианты имени Климент (Клим). Также имеется и неоднозначность в фамилиях включающих эти различные имена: Клементьев(а), Климентьев(а). Происхождение: Имя древнееврейское. Одним из… … Википедия

    Дата рождения: 11 июня 1955 Место рождения: Свердловск Гражданство: Россия Научная сфера: лексикология, теория поэтического языка, фоносемантика Место работы: Уральский государственный университет Альма матер: Уральский государственн … Википедия

«Не имя красит человека, а человек имя!»

О ФОНОСЕМАНТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ:

Любое слово обладает двумя смыслами. Первый - слово как символ , обозначающий какой-нибудь объект (фамилию! ) или процесс, второй - слово как набор звуков , который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй - реакция на слово как на набор звуков проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона . Этот самый второй смысл слова получил название фоносемантического значения.

Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд. Для русского языка эти значения в своё время определил советский учёный, доктор филологических наук Журавлёв А.П. В результате его докторской диссертации было установлено фоносемантическое значение каждого звука русской речи. Он с помощью опроса многотысячной аудитории определил качественные характеристики каждого звука русской речи, а именно каким он является по следующим 25 шкалам: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.

Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. В свою очередь, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Каждое слово состоит из звуков, и естественно, что для оценки воздействия на человека слова как набора звуков необходимо по соответствующим расчётам определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем 25 шкалам. Это возможно под силу только компьютеру, так как вручную до появления в нашей стране компьютеров этот анализ делался часами и только с появлением компьютерных технологий фоносемантический анализ слова стал занимать секунды. В основе компьютерной программы “Фоносемантический анализ слов” положен принцип фоносемантического анализа с последовательной психолингвистической интерпретацией результатов этого анализа. Программа реализована бесплатно на сайте PSEVDONIM.RU

Важно понимать (!) , что данные признаки не отражают какие-либо личные качества владельца фамилии . Это только результат фоносемантического анализа проанализированного слова - в данном случае фамилии. Как говорится, не имя красит человека, а человек имя.

Слово, означающее фамилию Цуприк обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности):Тихий, Угловатый, Плохой, Короткий, Низменный, Грустный, Слабый, Шероховатый, Тусклый, Холодный.

(В.Цуприк: Ну что здесь скажешь? Какое-то слово - непонятное, «громкои ярко» не выраженное, вялое, молчаливое и скользкое - как рыба!?Кстати - надо бы запомнить - про «рыбу»!)

Ниже приводится таблица результатов фоносемантической значимости фамилии Цуприк по каждому из 25 признаков.

В данной таблице приводится весь спектр фоносемантических шкал и значениями проанализированной фамилии Цуприк по каждой шкале. В графе коэффициент необходимо учитывать следующие позиции: если коэффициент < 2,5 выражен первый признак шкалы; если коэффициент > 3,5 выражен второй признак шкалы, если он находится в промежутке 2,5 - 3,5 то по этой шкале выраженности нет.

Для удобства Вашего восприятия в графе выраженность признака указывается наличие или отсутствие фоносемантического значения слова по каждой шкале. Синим цветом выделен первый признак шкалы, красным - второй.