Борколабовский вознесенский женский монастырь. Барколабовский вознесенский монастырь Путь от станции барколабово до вознесенского монастыря

Б арколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра к югу от деревни Барколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака.тВ 1564 г. он основывает замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака, Евы, с князем Соломерецким, деревня Барколабово становится культурным центром приднепровского края. Здесь создается известная во всей Речи Посполитой библиотека.

У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелентий (Максим) Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М.В. Ломоносов его «Грамматику». Удивляет, что мы знаем про Мелентия Смотрицкого из биографии Ломоносова и не знаем про его деятельность в нашем крае из истории Беларуси.

С мотрицкий надолго связывает свою судьбу с семьей князя Соломерецкого, часто живет в его имении, выезжает за границу с его сыном Богданом для продолжения образования. Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. Обширна его деятельность по защите и установлению православия в нашем крае. За это он преследовался властями Речи Посполитой.

В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, все жители которой по соглашению должны были иметь одинаковые права. Но королевские власти проводили жесткую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждали католицизм. М. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он пишет вместе со многими другими произведениями свое главное сочинение – «Трэнас» или «Лямант восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению, к борьбе за свои права.

М ногие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Вот почему Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 г. князем Соломерицким была заложена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1626 г. дети князя Соломерицкого, Богдан и Анна, наставником которых был Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Б олее того, через некоторое время княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 г. Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная Соборная церковь. Позже выросли высокая колокольня – ворота, каменное ограждение и другие постройки.

В скоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что совершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 г. «Тайну Цареву подобает хранить, дела же Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше-Литве, в лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава четвертого, грядущаго из Польши, князь воинов Российских, прозванием Пожарский, с собою имеяша сию Икону Пресвятыя Богородицы из Польши и егда прииде на место сие идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима; трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, и бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сетрами пришедши, взяше с подобающею честию икону ресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит. Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибыла в монастырь Барколабовский».

В есть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. И доныне, каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

В обители проживает 17 насельниц (2017 г.). Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края.

Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им.

В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря.

В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени - Вознесенский храм, колокольня.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь.

В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня.

В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской.

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова.

Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края.

Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им.

В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря.

В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени – Вознесенский храм, колокольня.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне.

Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики.

Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В 1920-ые годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался то клуб, то детдом, то пионерский лагерь, а в 1990-ые годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест.

Чудотворная икона пережила все войны XVII - XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года.

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской.

Первыми насельницами монастыря стали девять монахинь во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой), прибывшие из Оршанского Свято-Успенского женского монастыря.

Государством в постоянное пользование монастырю были переданы три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

24 июля 2009 года проходили торжественные мероприятия, посвященные 350-летию Борколабовской чудотворной иконы Божией Матери. К торжествам в Беларуси была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

Рождество-Иоанно-Предтеченский храм

13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь, где она находится до настоящего времени.

В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня.

В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».










Икона получила название по месту своего нахождения - Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии . История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года , когда некий русский князь по фамилии Пожарский , возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская - одна из самых чтимых в Белоруссии.



Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие - чудотворная икона Божией Матери "Барколабовская" из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.



Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.

Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.


На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.

В стране немало мест, где случаются необъяснимые с точки зрения современной науки явления. "Живые" тени Гольшанского замка и привидение в бывшем монастыре бенедиктинок в Несвиже. Каменные кресты в Турове, "подпускающие" к себе хороших людей и прячущиеся от недобрых. В последнее время все чаще приходится слышать о чудесах в Свято-Вознесенском женском монастыре. Узнать подробности и, если повезет, встретиться с тамошними привидениями еду в деревню Барколабово Быховского района.

Шаги за спиной

По вечерам в большом пустынном дворе она часто слышит отчетливые шаги за спиной. Кажется, кто-то неторопливо идет за ней по тропинке. Игуменья Антония никогда не оборачивается. Знает наверняка: сзади никого нет. К непонятным, необъяснимым явлениям обитательницы Свято-Вознесенского женского монастыря давно привыкли.

Наблюдали их не так давно и наши сестры. Охраняли вдвоем храм Иоанна Предтечи, расположенный неподалеку от колокольни. Ночевали на хорах. Проснулись одновременно от того, что кто-то поднимался к ним вверх по лестнице. Увидев рядом с собой фигуры в черном, от неожиданности очень испугались. Но все же нашли в себе силы спросить у пришелиц, кто они и что здесь делают. Когда сестры заговорили, привидения растаяли в воздухе. Мистика какая-то!

Матушка Алла строит гипотезы. Возможно, все объясняется близостью монастырского кладбища? Во всяком случае, этих же монахинь на берегу Днепра не раз видели и местные рыбаки, и приезжие. От неожиданности даже бросали удочки. Председатель Барколабовского сельсовета Иван Скрипцов вспоминает:

- Монастырь, построенный в середине XVII столетия, был закрыт в 1924 году. Возродился совсем недавно - в 2008-м. Но и в годы, когда его территория пустовала, многие наши сельчане наблюдали странные вещи. То, по их утверждениям, в полуразрушенных постройках сам по себе зажигался свет, то гас без причины. Иногда отчетливо слышались вздохи, голоса, по стенам двигались тени.

Одна из самых молодых барколабовских монахинь матушка Ольга и сама не раз становилась свидетельницей необъяснимого явления. Рано утром, когда начинается служба, к песнопению здешних обитательниц добавляются незнакомые голоса неземной красоты, словно льющиеся с неба. В последний раз монахиням, рассказала она, кто-то подпевал как раз в день моего приезда.

Место, где свет

Матушка Ольга постриглась в монахини в 2010 году. На ней все хозяйство - коровы, уборка. Поэтому Ольга практически не покидает стены монастыря. Она уверена: именно такой и должна быть жизнь монахини - наполненной трудом, ограничениями. Но в этом она и черпает духовную силу:

Обстановка в монастыре очень благостная. У нас, монахинь, немало обязанностей по хозяйству. За пределами обители при такой нагрузке каждая из нас просто валилась бы с ног от усталости. Здесь же словно стены помогают: и просыпаешься рано, и все легко делается.

В беседе со мной игуменья Антония то и дело вспоминала интересные факты. В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Опять же во время взрыва на ЧАЭС Быховскому району здорово досталось. Радиация здесь местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок, территория храма, остался совсем чистым. Необычное место, святое, намоленное...

После войны здесь был детский дом. Позже - лагерь, где оздоравливались детишки. Лишь после 1992 года, в непростые для экономики страны времена, территория оказалась, можно сказать, бесхозной. Поначалу сторожа колхоза имени Либкнехта еще пытались следить за порядком... А потом перестали. Вот тогда большинство строений и разобрали на кирпичи, соорудили из них погреба да сараи. Однако все равно особой своей притягательности местность не потеряла.

Сегодня в Свято-Вознесенский женский монастырь едет все больше паломников - попросить чудотворную икону об исцелении, об исполнении самых заветных желаний. Многие хотят испытать на себе неведомую силу воздействия этих мест. И, конечно, втайне надеются встретиться с необъяснимым, непознанным, неизведанным. Лично я привидений не увидела. Но, может, кому-то повезет?

Мнения по поводу

Александр Лазарев, координатор республиканского уфологического комитета по Могилевской области:

Это не единственное место на Могилевщине, где происходят необъяснимые явления. Взять Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в нескольких километрах от Мстиславля на границе с Россией. Он был основан в 1380 году на месте чудотворной криницы и на протяжении многих веков славится чудесами. В 2003 году на стене одной из его комнат появился нерукотворный образ Спасителя. Здесь постоянно происходят чудесные исцеления. А вспомним знаменитый камень-лекарь в Белыничском районе, который излечивает от болезней даже безнадежных. А криницы с целебной водой, которые есть в каждом районе, в том числе и в самом Могилеве! Наверняка когда-нибудь наука даст точный ответ на все вопросы нашим потомкам. А сегодня, думаю, вовсе не важно, как эти чудеса работают. Главное, они есть и часто приносят пользу, исцеляют, вселяют надежду.

Евгений Марукович, директор Института технологии металлов Национальной академии наук, профессор, заслуженный изобретатель:

Для того чтобы точно объяснить загадочные явления, пришлось бы изучить многие факторы: материалы, из которых построены здания, акустику, почву. Но, по-моему, специально такие исследования проводить не надо. Не должен ученый вести себя как слон в посудной лавке. Так недолго и обидеть верующих. Да и вряд ли подобным знаниям найдется применение в народном хозяйстве. Тогда кто будет подобные исследования финансировать?! Но со временем, ставя перед собой иные задачи, наука косвенно изучит и эти вопросы. Даст объяснения. И тогда что-то из свидетельств очевидцев подтвердится, а что-то отсеется. Нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор: видели, слышали, преувеличили или показалось.