Подача в суд на фсс от граждан. Работодатель и ФСС отказываются платить пособие

Если ФСС РФ привлекает вашу компанию к ответственности за правонарушения в сфере социального страхования, то можно попытаться снизить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. Как это сделать, читайте в статье, подготовленной нашими коллегами из журнала «Зарплата».

В территориальные отделения ФСС РФ компании уплачивают два вида страховых взносов по обязательному социальному страхованию:

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ);

От несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Правонарушения в сфере социального страхования, за которые могут быть начислены штрафные санкции, перечислены в статье 46 Закона № 212-ФЗ и статье 19 Закона № 125-ФЗ.

Территориальное отделение ФСС РФ вправе привлечь компанию к ответственности (ч. 2 ст. 40 Закона № 212-ФЗ). Порядок привлечения аналогичен порядку, который установлен Налоговым кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Что влияет на размер штрафа

Территориальное отделение ФСС РФ начисляет штраф по результатам камеральной или выездной проверки. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения фонда выявляет обстоятельства, исключающие вину компании в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Таблица. Штрафные санкции ФСС РФ

Вид правонарушения

Штрафные санкции ФСС РФ

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

От 5 до 30% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не менее 1000 руб.

Несоблюдение порядка представления расчета по форме-4 ФСС в территориальное отделение фонда в электронном виде

Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ)

Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

20% неуплаченной суммы страховых взносов

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несвоевременная регистрация в качестве страхователя у страховщика (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

5000 руб., а при нарушении срока регистрации более чем на 90 дней - 10 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов (абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

20% неуплаченной суммы страховых взносов, а за умышленное совершение указанных деяний - 40% неуплаченной суммы страховых взносов

Непредставление в срок установленной отчетности (абз. 6 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

От 5 до 30% неуплаченной суммы страховых взносов на основе этой отчетности за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не менее 100 руб.

Непредставление установленной отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока (абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

30% неуплаченной суммы страховых взносов на основе этой отчетности и 10% суммы взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Какие обстоятельства исключают вину

Организация не может быть привлечена к ответственности за совершение правонарушения, если оно было совершено при обстоятельствах, исключающих ее вину. Перечень таких обстоятельств приведен в части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ.

Например, компания не понесет ответственность за правонарушение, если оно совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Подтвердить факт стихийного бедствия она может публикациями в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания (ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ).

Если компанию уже привлекали к ответственности

Повторное привлечение организации к ответственности за аналогичное правонарушение расценивается как обстоятельство, отягчающее ответственность (ч. 2 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Компания считается привлеченной к ответственности за правонарушение в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда или территориального отделения ФСС РФ (ч. 3 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Находим смягчающие обстоятельства

Организация может рассчитывать на снижение размера штрафа, если она совершила правонарушение при обстоятельствах, признаваемых смягчающими ответственность. Они перечислены в части 1ст атьи 44 Закона № 212-ФЗ.

Так, сумма штрафа может быть снижена, если правонарушение было совершено:

Вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Тяжелого материального положения физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

Иных обстоятельств, которые судом или территориальным отделением фонда, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Поскольку данный перечень не исчерпывающий, отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда (ч. 4 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Суд вправе уменьшить штрафные санкции до размера, который посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. Так, например, суд признал смягчающими следующие:

Незначительность просрочки представления компанией расчета по форме-4 ФСС (три дня), отсутствие негативных последствий для ФСС РФ - постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу № А73-15318/2012 частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ;

Незначительный период неполной уплаты страховых взносов в связи с неправомерным применением пониженного тарифа из-за неверного толкования компанией норм Закона № 212-ФЗ - постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2013 № А56-27866/2012 снижен размер штрафа, установленный частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Какими документами можно подтвердить смягчающие обстоятельства

Законодательством не закреплено, какими конкретно документами компания может подтвердить наличие у нее смягчающих обстоятельств.

Полагаем, что под стечением тяжелых личных или семейных обстоятельств можно понимать болезнь, смерть близкого родственника, уход за инвалидами, несовершеннолетними детьми. Данные обстоятельства компании могут подтвердить соответственно справками из лечебного учреждения (листками нетрудоспособности), свидетельством о смерти, документами об инвалидности, свидетельством о рождении.

Тяжелое материальное положение подтверждают:

Выписки со счетов об отсутствии денежных средств или справки банка о наличии картотеки, копии баланса, документы, свидетельствующие о наличии задолженности;

Документы о получении компанией значительных убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Куда обратиться для снижения штрафных санкций

До вынесения решения о наложении штрафа компания вправе обратиться в территориальное отделение ФСС РФ, рассматривающее материалы проверки.

После вынесения решения она может обжаловать решения и иные акты территориального отделения фонда ненормативного характера, а также действия (бездействие) его должностных лиц, если они нарушают ее права (ст. и Закона № 212-ФЗ):

В вышестоящем органе ФСС РФ (у вышестоящего должностного лица);

Суд или вышестоящий орган фонда, рассматривающий дело, при привлечении организации к ответственности будет устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 4 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Подавая жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ, компания вправе одновременно с подачей жалобы или в дальнейшем подать аналогичную жалобу в суд (ч. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

Обращение в территориальное отделение ФСС РФ

Действующим законодательством не закреплена обязанность территориального отделения фонда в обязательном порядке снижать размер штрафа, если выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения. Поэтому уменьшение размера штрафа при наличии смягчающих обстоятельств - это право, а не обязанность территориального отделения фонда.

К тому же действующим законодательством не определено, как именно территориальному отделению ФСС РФ следует уменьшать размер штрафа.

Обращаемся в вышестоящий орган ФСС РФ

Как подать жалобу

Компания подает жалобу на акт территориального отделения ФСС РФ, действия (бездействие) его должностного лица в письменной форме (лично или по почте) или в электронной форме (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ , п. 18 Административного регламента). Отказать ей в приеме жалобы фонд не вправе (п. 21 Административного регламента).

Жалобу в электронной форме компания может подать через информационно-телекоммуникационные сети, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 40 Административного регламента).

Подтверждение получения жалобы . При получении жалобы организации будет направлен электронный документ, подтверждающий прием ее к рассмотрению (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ , п. 38 Административного регламента).

Если этот срок пропущен компанией по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящим органом фонда по ее заявлению (ч. 3 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Жалобу рассматривает ФСС РФ

По итогам рассмотрения жалобы на акт территориального отделения ФСС РФ вышестоящий орган фонда вправе (ч. 1 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 53 Административного регламента):

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт территориального отделения ФСС РФ;

Отменить решение территориального отделения ФСС РФ и прекратить производство по делу о правонарушении;

Изменить решение территориального органа ФСС РФ или вынести новое решение по существу.

В какой форме компании сообщато решении фонда . О принятом решении организации сообщат в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (ч. 4 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 25 Административного регламента).

Если жалобу она подавала в электронном виде, решение по ней будет направлено ей также в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 5 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 56 Административного регламента).

Жалоба компании останется без рассмотрения , если в ней (п. 69 Административного регламента):

Не указаны ФИО заявителя и (или) его почтовый адрес;

Текст не поддается прочтению;

Содержится вопрос, на который заявителю уже неоднократно давался ответ.

Схема. Подача страхователем жалобы в вышестоящий орган ФСС РФ или вышестоящему должностному лицу

Составляем жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ

При составлении жалобы компания-страхователь должна указать в ней:

Наименование вышестоящего органа ФСС РФ, в который подается жалоба, или должность и ФИО должностного лица, которому она направляется;

Свое наименование, ИНН, сведения о месте нахождения, контактный телефон, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым вышестоящий орган ФСС РФ должен направить ответ;

Наименование территориального отделения ФСС РФ, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

Обстоятельства, на которых основаны доводы компании, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

Суммы оспариваемых требований в разрезе суммы страховых взносов, пеней, штрафов;

Расчет оспариваемой денежной суммы;

Перечень прилагаемых документов либо их копий.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, может содержаться ходатайство, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

Рассмотрим, как составить жалобу, на примере.

Пример

ООО "Амстердам" осуществляет деятельность в области информационных технологий. Территориальное отделение ФСС РФ провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) компанией страховых взносов на обязательное социальное страхование за период с 1 января по 31 декабря 2012 года.

По результатам проверки был составлен акт от 29.07.2013 № 113в и принято решение от 26.08.2013 № 10 о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Согласно данному решению ООО "Амстердам" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 79 275,53 руб. и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 1492,31 руб.

Основанием принятия решения явился вывод отделения фонда о необоснованном применении компанией в январе 2012 года пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Поскольку ООО "Амстердам" получило документ о государственной аккредитации организации 14 февраля 2012 года, компания была вправе применить пониженный тариф страховых взносов только с февраля 2012 года.

ООО "Амстердам" решило обратиться в вышестоящий орган ФСС РФ с просьбой о снижении размера штрафа по решению территориального отделения фонда. Составим жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ.

Образец жалобы приведен ниже.

Образец Жалоба в вышестоящий орган ФСС РФ на решение территориального отделения фонда

Компания обращается в суд

Самый эффективный способ снижения штрафа - обращение организации в суд. Суд может установить обстоятельства, смягчающие ответственность компании, даже при отсутствии ее ходатайства.

Для обжалования актов территориального отделения ФСС РФ, вышестоящего органа фонда, действий (бездействия) его должностных лиц компания должна подать заявление в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

При обращении компании в суд о признании недействительным решения территориального отделения ФСС РФ суд часто признает действия фонда правомерными, но по своей инициативе снижает организации размер штрафа. В случае снижения размера штрафа суд взыскивает расходы по уплате государственной пошлины с территориального отделения ФСС РФ.

Статья подготовлена по материалам
наших коллег из

Проблема

Здравствуйте! Мне очень нужна помощь. Нахожусь в декрете. Работодатель худо-бедно платил пособие в течение года, но последние полгода выплат нет. И я знаю, что у них нет деятельности, и картотека на счёте большая, то есть, возможности платить нет. Обращалась в ФСС. После долгих выяснений, сказали что только через суд на работодателя и по решению суда они мне смогут выплатить. Ни разу не обращалась в суд, помогите, пожалуйста, составить заявление, чтобы получить деньги из ФСС!

И какой порядок действий: ехать в прокуратуру или напрямую в суд? Фирма готова предоставить все документы. Заранее спасибо!

Решение

Здравсвуйте!

Видите , в суд можно подать, но, если вы подадите на работодателя, то именно он и обязан будет выплатить, а если у него нет денег на счетах, так и будете ждать годами, когда вам выплатят пособия.

Есть случаи, когда напрямую выплачивает ФСС. И кстати, в ФСС нужно обращаться только в письменном виде, чтобы они выдавали письменные ответы.

Напрямую ФСС выплачивает только в случаях:

  1. В регионах, где идет пилотный проект.

Установить, что в реализации пилотного проекта участвуют:

с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;

с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область;

с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области;

с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Архангельская, Тульская, Ярославская области.

Основание: Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427

2. ФСС выплачивает напрямую в случаях , указанных в п.4 ст.13 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (далее - пособия) непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования предусмотрены при:

Прекращение страхователем деятельности на день обращения застрахованного лица за пособиями;

Отсутствие возможности выплаты страхователем пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очерёдности списания денежных средств со счёта, предусмотренной Гражданским кодексом;

Отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу;

Либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.

Если у вас один из случаев, который указан в пункте 2, то платить обязан именно ФСС.

И соответственно вопрос, вы установили точно, что у вас не один из этих случаев? У вас есть на руках письменный ответ из ФСС?

  • Бесплатная помощь оказывается территориальными органами ФСС России и состоит в составлении заявлений и в суде.docx

В каких случаях пособия выплачиваются на основании судебного решения, ФСС даже разработал для таких случаев Образец Искового заявления, который прилагаю.

Если прекращение деятельности работодателя или недостаточность у него средств документально не подтверждены и возможность получения необходимых сведений исчерпана как застрахованным гражданином, так и территориальным органом Фонда, то последний не вправе назначать и выплачивать пособия работнику. Однако в этом случае работник может обратиться в суд с заявлением об установлении одного из следующих юридических фактов:

При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособия работнику.

Важно! Следует учесть, если будущая мама подаст иск о взыскании пособия с работодателя, то по такому судебному решению указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель.

  • Письмо ФСС если работодатель не выплачивает пособие с образцом искового заявления.doc

Видите , если у вас один из перечисленных случаев, а вы подадите в суд на работодателя, то и будете в результате ждать, когда вам выплатит работодатель, и ФСС откажется выплачивать напрямую, т.к. решение суда будет вынесено в отношении Работодателя.

В общем , в ФСС нужно обращаться за помощью, но делать это в письменном виде, чтобы ФСС провел проверку работодателя в соответствии с п.7, 7.1, 7.2 ст.4.2 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и по результатам проверки выдал бы вам письменный ответ, что либо в суд обращаться, чтобы установить один из фактов:

  1. деятельность работодателя на день обращения за пособием прекращена;
  2. выплата пособий работодателем невозможна в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ;
  3. невозможностью определить место организации и её имущества.

либо в суд на работодателя, т.к. именно работодатель должен выплачивать, т.к. условия в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ не установлены.

Так, акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Данные положения сформулированы императивно и не предусматривают исключений.

Организация или индивидуальный предприниматель могут обжаловать акт (в том числе нормативный) органа, контролирующего уплату страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В ст. 189 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

— дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;

— заявления по делам подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разд. III АПК РФ не установлено иное;

— обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Положения о порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, содержатся в гл. 23 ГПК РФ.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен гл. 30 КоАП РФ. В частности, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

— вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

— вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении также можно обжаловать в силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ.

В ст. 30.2 КоАП РФ определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

— жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу;

— жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать;

— если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен гл. 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» АПК РФ.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба на акт органа контроля, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган, контролирующий уплату страховых взносов, или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Не допускается подача жалобы на акт в орган контроля, который принял этот акт (с тем, чтобы данный орган передал эту жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов).

Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

На основании ч. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом Закон N 212-ФЗ не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица. Возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган Законом N 212-ФЗ не установлена.

Следовательно, организация, подав жалобу в вышестоящий орган и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на этот же акт не вправе. В подобной ситуации организация вправе обратиться в суд.

По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 — 3 п. 4 ст. 139 НК РФ, которыми установлено, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.

Однако правомерность применения указанных положений Налогового кодекса РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах, контролирующих уплату страховых взносов.

Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в законную силу, не приостанавливает его исполнение.

Рассмотрение жалобы вышестоящим органом

Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу этого органа, и до принятия решения по ней лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее на основании письменного заявления.

Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

— отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

— изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Закон N 212-ФЗ не предоставляет право вышестоящему органу в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган с поручением принять новое решение. В подобной ситуации вышестоящий орган должен выполнить одно из действий, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Пункт 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ предусматривает право отменить указанный акт в полном объеме. Однако в случае необходимости отмены акта в какой-либо части вышестоящий орган может воспользоваться п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и изменить решение нижестоящего органа путем отмены его в необходимой части.

Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что право изменять или отменять акт органа, контролирующего уплату страховых взносов, предоставлено вышестоящему органу (в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ) и суду (в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ в зависимости от подведомственности).

Орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе самостоятельно изменить или отменить принятый им акт.

В Арбитражный суд Ростовской области

344002 Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а.;

Истца: ИП С.А.,

Зарегистрированного по адресу:

Ответчик: ГУ «Ростовское региональное отделение фонда социального страхования РФ»

Адрес государственной регистрации:

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 36/62

Исковое заявление

О признании решения незаконным.

14 июня 2011 г. Филиалом №20 Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ было принято Решение № 111 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения.

Ознакомившись с вышеуказанным Решением, Истец считает, что указанное Решение принято с нарушением норм материального права, и является подлежащим отмене по следующим обстоятельствам:

Данное Решение было принято на основании Акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20 мая 2011 г. № 111.

В вышеуказанном Акте, со ссылкой на ч.1 п.2 ст. 10 ГК РФ, указывается, что Истец не является добросовестным страхователем на том основании, что целью действий Истца по приему работника на работу является искусственное создание условий для получения возмещения в большем размере из средств фонда социального страхования, поскольку до ухода в декретный отпуск, Работник работал на работодателя 9 рабочих дней.

Данное утверждение не соответствует действительности, так как в соотв. с п.1 ст. 14 ФЗ «об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» № 255-ФЗ, Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Таким образом, время работы Работника на Истца не могла повлиять на размер выплачиваемого ему пособия.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования - участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Со гласно пункту 1 статьи 9 в ышеуказанного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 указанного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпунктов 7, 8 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Из пунктов 1 и 2 статьи 2 данного Федерального Закона следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Трудовые отношения между Работодателем и Работником оформлены трудовым договором; факт наступления страхового случая и факт выплаты предпринимателем пособия застрахованному лицу Фондом социального страхования не оспаривается.

В силу части 1 статьи 65 , части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял .

По данному виду дел существует обширная судебная практика, в частности Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2010 г. по делу № А27-2026/2010, в котором, было признано незаконным решение Фонда социального страхования об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, на основании нарушения требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, где по мнению Фонда социального страхования, в материалах дела имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении предпринимателем своим правом, создание данным предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования исключает возможность финансирования затрат страхователя на пособия по беременности и родам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 21 ТК РФ, ст. ст. 6 , 8, 10, 12 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), ст. 13 от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

ПРОШУ:

Признать Решение Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ №111 от 14.06.2011 г. незаконным и подлежащим отмене;

Обязать Ростовское региональное отделение фонда социального страхования РФ выделить Истцу средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в размере 148 226 (сто сорок восемь тысяч двести двадцать шесть) рублей 73 копейки.

Приложения: 1. Квитанция об уплате госпошлины;

2. Заверенная копия доверенности на представителя №… от…;

3. Почтовая квитанция об отправке искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;

4. Копия свидетельства о регистрации в качестве ИП серия… №…;

5. Копия свидетельства о присвоении ИНН серия… №…

6. Копия решения об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения № 111, от 14.06.2011 г.;

7. Копия Акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20 мая 2011 г. № 111.

Истец

_____________

А. К. Попов , эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Статьей 53 Федерального закона № 212‑ФЗ предусмотрено право плательщика страховых взносов обжаловать решения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Каков порядок обжалования решения? Как составить жалобу? Рекомендации нашего эксперта, основанные на ситуациях из практики, вы найдете в представленной статье.

Нормы законодательства об обжаловании решений ФСС

Куда подавать жалобу? Акты органа контроля за уплатой страховых взносов могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ст. 54 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

Срок подачи жалобы. В общем случае жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 55 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

Способ подачи жалобы. Пунктом 1 ст. 55 Федерального закона № 212‑ФЗ предусмотрено два способа подачи жалобы:

в письменной форме. Жалобу, составленную в письменной форме, можно представить в вышестоящий орган лично (через представителя) или отправить по почте. При представлении жалобы лично по вашей просьбе на втором экземпляре жалобы будет проставлена отметка о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов. При этом сотрудник фонда, принявший жалобу, должен указать свои фамилию, инициалы и дату приема (п. 43 Административного регламента ФСС ). В случае направления документа по почте следует выбрать отправление с объявленной ценностью, описью вложения и обратным уведомлением;

Обратите внимание

В случае если жалобу представляет в фонд представитель плательщика страховых взносов, к ней должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.

в форме электронного документа. В данном случае Федеральный закон № 212‑ФЗ позволяет использовать информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При приложении к жалобе подтверждающих документов данные документы также могут быть оформлены в виде электронных документов. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению.

Срок рассмотрения жалобы. Федеральным законом № 212‑ФЗ установлен срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом, равный одному месяцу со дня получения жалобы. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Результат рассмотрения жалобы. В результате рассмотрения жалобы вышестоящий орган может:

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Ответ вышестоящего органа на жалобу. Форма, в которой орган контроля направляет ответ плательщику страховых взносов, соответствует форме, в которой была направлена жалоба. На жалобу, направленную в письменном виде, фонд направляет ответ в письменном виде по почте. В случае если жалоба была подана в форме электронного документа, решение в отношении жалобы готовится в форме электронного документа и направляется лицу, подавшему жалобу, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, способом, обеспечивающим подтверждение получения решения.

В Федеральном законе № 212‑ФЗ приведены лишь общие правила обжалования решений органа контроля за уплатой страховых взносов. В реальности при составлении жалобы возникает множество вопросов. Используя ситуацию из практики, мы попытаемся дать ответы на некоторые из таких вопросов.

Пример.

ООО «Санскрин» применяет УСНО и осуществляет деятельность в области разработки программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). Доходы по данному виду деятельности составляют 100% доходов организации. Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, установленные ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, как организация, применяющая УСНО и осуществляющая «льготный» вид деятельности, установленный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ (взносы в ПФР составляют 20%, в ФСС и ФФОМС – 0%).

В рамках проведения камеральной проверки расчета по форме 4-ФСС за 2012 год ФСС направляет организации требование о представлении документов, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов. Данное требование организация не получила, соответственно, истребуемые документы представлены не были.

По результатам камеральной проверки фонд составил акт от 22.03.2013 № 104, в котором указал: поскольку организация не подтвердила свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов, фонд признал применение организацией пониженных тарифов в 2012 году необоснованным, доначислил взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за проверяемый период в сумме 7 290,51 руб., пени за неуплату данных взносов в размере 92,04 руб., штраф за неуплату страховых взносов в результате неправильного их исчисления в размере 1 458,1 руб., а также штраф за непредставление документов в сумме 600 руб. (решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс приведено на стр. 22).

Как поступить организации в данной ситуации?

Применение пониженных тарифов – право плательщика страховых взносов. Для этого организация должна соответствовать следующим критериям:

она должна применять УСНО;

организация должна осуществлять «льготный» вид деятельности;

сумма доходов от этого вида деятельности должна составлять не менее 70% всех доходов за период.

При выполнении данных условий применение пониженных тарифов правомерно. ООО «Санскрин» соблюдены эти условия, значит, в данном случае организация применяла пониженные тарифы правомерно.

Решение фонда о необоснованности применения пониженных тарифов в рассматриваемом случае основано на том, что организация не представила документы, подтверждающие право на их применение.

В данном случае организации целесообразно обжаловать решение фонда в вышестоящий орган, обосновав и документально подтвердив свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов, с целью отмены решения в части неправомерности применения пониженных тарифов, отмены доначисленных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, штрафов и пеней, связанных с данным доначислением.

Что касается штрафа за непредставление документов, то можно упомянуть, что требование не было получено, в расчете на то, что вышестоящий орган сочтет это смягчающим обстоятельством и уменьшит сумму штрафа (пп. 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 212‑ФЗ ).

При составлении жалобы следует:

указать, куда направляется жалоба. Реквизиты вышестоящего органа указаны в решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, также их можно найти на сайте ФСС;

Официальный сайт ФСС – www.fss.ru .

указать реквизиты организации-заявителя: наименование, ИНН, КПП, регистрационный номер в ФСС;

поставить дату и номер решения, которое обжалуется;

привести доводы отдельно по каждому пункту решения;

активно ссылаться на нормы законодательства;

приложить документы, подтверждающие излагаемые факты.

Пример жалобы, составленной в данной ситуации, приведен на стр. 25.

Как показывает практика, в подобных ситуациях вышестоящий орган соглашается с тем, что непредставление документов не лишает плательщика страховых взносов права применять пониженный тариф при условии, что все необходимые документы приложены к жалобе. Выдержки из ответа вышестоящего органа приведены на стр. 28.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

НИЖЕГОРОДСКОЕ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ № 27

Гагарина пр-т, д. 29, г. Нижний Новгород, 603057

Тел. (831) 431‑04‑45

р/сч № 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области
г. Нижний Новгород

БИК 042202001 ИНН 5260019884

Кому: ООО «Санскрин»

Куда: Сурикова ул.,
д. 25, оф. 20, Нижний Новгород г.

Индекс: 603158

Решение

о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах

Заместитель директора филиала № 27 Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – НРО ФСС РФ) <…>, рассмотрев акт камеральной проверки № 104 от 22.03.2013 <…>, а также расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (далее – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) за 2012 год <…>,

УСТАНОВИЛ:

Нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

а) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 28, ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ) плательщиком страховых взносов не представлены документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов, а также соответствие требованиям, установленным п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Согласно требованию о представлении документов от 01.02.2013 не представлены следующие документы:

копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, за 2012 год;

копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (форма по КДН 1152017), за 2011 год с отметкой о принятии;

справка страхователя об основном виде экономической деятельности (с указанием кода ОКВЭД), по которому применяется льгота;

б) выявлены:

недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 290,51 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, в том числе неуплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 290,51 руб., образовавшиеся в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов (неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ);

пени в размере 92,04 руб. за неуплату указанных выше страховых взносов.

Руководствуясь ст. 39 Федерального закона № 212‑ФЗ,

РЕШИЛ:

1. Привлечь плательщика страховых взносов – Общество с ограниченной ответственностью «Санскрин» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47, ст. 48 Федерального закона № 212‑ФЗ:


п/п

Вид нарушения

Сумма штрафа, руб.

Норма, в соответствии с которой применяется штрафная санкция

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов

1 458,1

Часть 1 ст. 47 Федерального закона № 212‑ФЗ

Отказ от представления или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом № 212‑ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов

Статья 48 Федерального закона № 212‑ФЗ

2. Предложить Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» перечислить в добровольном порядке на банковские реквизиты филиала № 27 ГУ – НРО ФСС РФ <…>:

недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 7 290,51 руб.;

пени за неуплату страховых взносов в размере 92,04 руб.;

штраф в размере 1 458,1 руб.;

штраф в размере 600 руб.

3. Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» отразить в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недоимку по страховым взносам.

4. Направить в течение 10 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения Обществу с ограниченной ответственностью «Санскрин» требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при невыполнении в добровольном порядке настоящего решения.

5. Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

6. Данное решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 54, 55 Федерального закона № 212‑ФЗ. Жалоба может быть подана в письменной форме в Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, расположенное по адресу: 603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20, корпус «К», или в Арбитражный суд Нижегородской области в порядке, установленном ст. 101.2 НК РФ.

ГУ – НРО ФСС РФ

Исх. № 8 от 18.07.2013

В Государственное учреждение –

Нижегородское региональное отделение

Фонда социального страхования

Российской Федерации

от ООО «Санскрин»

ИНН/КПП 5262821123/526201001

регистрационный номер

в органе контроля

за уплатой страховых взносов

5207022459 52271

Жалоба

на решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс

Согласно решению о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс (далее – решение) ООО «Санскрин» за несоблюдение законодательства о страховых взносах привлечено, в частности:

к ответственности за неправомерное применение в 2012 году пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ), в виде штрафа в размере 1 458,1 руб.;

к ответственности за непредставление документов, подтверждающих правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов, в виде штрафа в размере 600 руб.

ООО «Санскрин» с решением не согласно.

По вопросу неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ.

Организации имеют право применять пониженный тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, при соблюдении следующих условий:

1. Организация применяет УСНО. Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять УСНО с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

ООО «Санскрин» зарегистрировано 06.08.2012. В этот же день осуществлена его постановка на налоговый учет. 10.08.2012 ООО «Санскрин» представило в налоговый орган по месту регистрации заявление о переходе на УСНО. Уведомление об отказе в применении УСНО организацией не получено. По итогам 2012 года организация соответствует критериям, приведенным в ст. 346.13 НК РФ. Следовательно, ООО «Санскрин» применяет данный специальный налоговый режим правомерно с момента государственной регистрации. Подтверждением этого факта служат копии следующих документов:

заявления о переходе на УСНО (форма 26.2-1);

декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2012 год.

2. Основным видом деятельности организации является вид деятельности, приведенный в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Согласно п. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Согласно учредительным документам, а также выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Санскрин» являются разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). В 2012 году доля доходов от данного вида деятельности в общей сумме доходов составила 100%. Следовательно, условие п. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ, необходимое для применения пониженного тарифа, ООО «Санскрин» также соблюдено. Подтверждением служат документы:

копия книги учета доходов и расходов за 2012 год (титульный лист, раздел «Доходы и расходы»). Являясь документом налогового учета для организаций, применяющих УСНО, она подтверждает, что сумма доходов за 2012 год составила 3 166 064 руб.;

расшифровка доходов по видам доходов (справка организации, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 14.04.2013).

Таким образом, ООО «Санскрин» правомерно применяло в 2012 году пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ. Следовательно, решение в части, касающейся неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов
и, как следствие, доначисления страховых взносов в сумме 7 290,51 руб., начисления пеней в размере 92,04 руб., штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в размере 1 458,1 руб., является неправомерным.

По вопросу непредставления документов.

ООО «Санскрин» отмечает, что не получало требования о представлении документов от 01.02.2013. С учетом положений пп. 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 212‑ФЗ оно просит считать данный факт смягчающим обстоятельством и уменьшить сумму штрафа за непредставление документов.

Учитывая изложенные выше доводы ООО «Санскрин», прошу отменить решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.04.2013 № 836/осс.

О рассмотрении жалобы

Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ответ на Ваше обращение о возможности отмены решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах ООО «Санскрин» (ИНН 5262821123, рег. № 5207022459 52271) сообщает следующее.

<…>

Страхователем расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год был представлен 14.01.2013, что свидетельствует о соблюдении филиалом № 27 ГУ – НРО ФСС РФ процедуры проведения камеральной проверки.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 212‑ФЗ должностное лицо органа контроля, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование о представлении документов в адрес ООО «Санскрин» направлено по юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, заказным письмом 01.02.2013, что подтверждается отметкой отделения Почты России на списке отправленной заказной корреспонденции.

В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 212‑ФЗ документы, которые истребованы в ходе проверки, должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Поскольку ООО «Санскрин» не представило документы для проверки в указанный в требовании срок, решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации от 23.04.2013 № 836/осс в соответствии со ст. 48 Федерального закона № 212‑ФЗ в виде штрафа в сумме 600 руб. вынесено правомерно и отмене не подлежит.

Вместе с тем, рассмотрев документы, представленные ООО «Санскрин» для подтверждения права на пониженный тариф страховых взносов позже установленного срока, региональное отделение считает возможным отменить решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации от 23.04.2013 № 836/occ в части дополнительно начисленных взносов в размере 7 290,51 руб., пеней за несвое­временную уплату страховых взносов в сумме 92,04 руб. и штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате иного неправильного исчисления взносов в размере 1 458,1 руб.


Федеральный закон от 24.07.2009 №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2011 №1424н.