Врачебный контроль.  Физическая культура: Врачебный контроль

Актуальность и практическая значимость врачебного контроля спортсменов обусловлена значительными физическими и психическими воздействиями на спортсмена, которые в спорте высших достижений граничат с предельными возможностями человека. Наряду с этим выявляется значительная группа спортсменов, имеющих функциональные отклонения, диагностируемые как пред- и патологические состояния.

Задачи врачебного контроля:

оценка состояния основных систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, респираторной, мышечной, энергообеспечения, вегетативной регуляции);

определение уровня адаптации организма к физической нагрузке;

оценка состояния физического и биологического развития;

экспертиза перспективности юных спортсменов;

отбор спортсменов (в команду) на всех этапах подготовки;

прогнозирование функционального состояния к соревновательной деятельности;

разработка моделей функциональной подготовленности спортсменов и др.

Врачебный контроль предусматривает оценку приводимых далее показателей.

1. Сердечно-сосудистая система оценивается по параметрам центральной гемодинамики (систолическому, диастолическому, пульсовому артериальному давлению, параметрам сердечного выброса, периферическому сосудистому сопротивлению, типу гемодинамики, показателям адаптивности системы кровообращения и толерантности к физической нагрузке), регистрация электрокардиограммы – ЭКГ. Это один из доступных и объективных способов контроля за функциональным состоянием спортсмена. Известен и применяется оперативный метод определения утомления по ЭКГ А.И. Завьялова, который позволяет следить за повышением утомления во время тренировок и завершать тренировку с высшим тренировочным эффектом без переутомления.

2. Система нервной вегетативной регуляции, характеризующая текущее функциональное состояние организма (переутомление, растренированность и т.п.), уровень адаптации к физической нагрузке.

3. Состояние скелетной мускулатуры тела оценивается по данным тонуса мышц и параметрам электромиографии.

4. Системы аэробного и анаэробного (гликолитического и креатинфосфатного) энергообеспечения мышечной деятельности.

5. Оценка состояния физического и биологического развития.

6. Оценка уровня физической работоспособности (тест на велоэргометре).

7. Данные антропометрических наблюдений.

По результатам функционального обследования даются рекомендации по оптимизации функционального состояния, возможные средства реабилитации и предложения по коррекции учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6. Профилактика спортивного травматизма.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

2.1. Врачебный контроль, понятие, цель, задачи

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий. Правильно организованные занятия предусматривают выполнение физических упражнений с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности.

Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести вред здоровью.

Знания основ врачебного, педагогического и самоконтроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, вторичное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Медицинское обследование занимающихся. Все занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию, в учебных группах или самостоятельно должны проходить медицинские обследования: первичные - перед началом занятий; повторные - один раз в год для занимающихся по государственным учебным программам и в физкультурно-оздоровительных группах.

Программой медицинского обследования предусматривается:

    Общий и спортивный анамнез (опрос) для получения следующих сведений: анкетные данные, особенности физического развития, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, образ жизни, занятия теми или иными формами физической культуры, спортом, степень двигательной активности, наличие спортивных разрядов, режим тренировки и т. д.

    Наружный осмотр.

    Антропометрические измерения.

    Обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.

    Проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения частоты сердечных сокращений, дыхания (частота и объем), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений и др.

На основе этих показателей обследования каждый студент распределяется в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Повторное врачебное обследование назначается, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к учебно-тренировочным занятиям после перенесенных заболеваний и травм.

Контроль со стороны врачей за состоянием студентов, занимающихся избранным видом спорта в группах КСС (курса спортивного совершенствования), значительно строже и чаще (не менее 3–4 раз в год). Студенты, имеющие I спортивный разряд или спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК, ЗМС), обязательно состоят на учете во врачебно-физкультурном диспансере, где спортсмены регулярно подвергаются углубленному медицинскому обследованию с целью контроля за внутренней средой организма, состоянием сердечно-сосудистой системы в покое и ее реакцией на нагрузки разной интенсивности и продолжительности.

Основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов - содействовать максимальному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей и достижения ими высоких спортивных результатов. Главные задачи врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья студентов, активное влияние на планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов высших учебных заведений страны осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах поликлиник вузов, под организационно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния. Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

· регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

· врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

· медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

· санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

· предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

· медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;

· санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

Врачебный контроль

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование .

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной . Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении физической культуры и спорта в вузе.

Формы врачебного контроля

Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах :

    регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

    врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

    медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

    санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

    предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

    медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;

    санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

Оценка физического развития

При определении физического развития проводят внешний осмотр (соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

Привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки: прямой , прогнутый , сутулый , наклонный , изогнутый (рис. 34.1
).

Нормальным считается прямой тип осанки. Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:

    стопы на ширине ступни, параллельны;

    колени выпрямлены;

    живот подтянут;

    туловище вертикально, угол наклона таза - 45°;

    плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

    руки свободно опущены по средней линии туловища;

    голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов . Сколиозы бывают грудные , поясничные , тотальные , а по направлению - лево- или правосторонние и S-образные (рис. 34.2
).

Форма грудной клетки

Форма грудной клетки бывает коническая , цилиндрическая и уплощенная (рис. 34.3
). Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров.

У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.

У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног и стопы

Наблюдается нормальная , X-образная и О-образная форма ног (рис. 34.4
).

При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток.

При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток. О- и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей.

У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы может быть полая , нормальная , уплощенная и плоская (рис. 34.5
).

Форму стопы определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Типы сложения человека

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека .

Различают астенический , нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 34.6
).

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.

Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

Важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет.

На рост влияет много факторов: питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но прежде всего на рост влияет наследственность.

По мнению специалистов, рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

    окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) ? 0,54 - 4,5;

    окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) ? 0,51 - 7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста, можно дать оценку темпам роста (табл. 34.1).

Таблица 34.1.
Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека

Возраст, лет

Процент от окончательной величины роста взрослого человека

Мальчики

Девочки

Пример.

Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

Включает: жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

, где:

M - активная масса тела (кг);

R - рост тела (м).

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77-0,86, а у спортсменов - 0,98-1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра . Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности.

Сила мышц кисти

Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии .

Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

Становая сила

Измеряется становым динамометром.

Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги.

Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин - во время менструации и при беременности.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин - 80-90 кг.

Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой , 170-200% - ниже средней , 200-230% - средней , 230-250% - выше средней , выше 260 - высокой .

Методы оценки физического развития

После проведения внешнего осмотра и антропометрических измерений обследуемого можно приступить к оценке уровня его физического развития.

Оценивается с помощью трех методов :

    1) антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля;

    2) корреляции;

    3) антропометрических индексов.

Метод антропометрических стандартов

Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.

Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М-mediana ) и среднее квадратическое отклонение (s-сигма ), которое определяет границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М) ± 6(s), то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173 - 6,0) до 179 см (173 + 6,0), у остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см.

При определении оценки по стандартам сначала определяется, насколько ваши показатели больше или меньше аналогичных показателей по стандартам.

Например, ваш рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (М) равен 173 см (при s = 6), значит ваш рост на 8,5 см больше по сравнению со средним (181,5 - 173 = 8,5). Затем полученная разница делится на показатель s. Оценка данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше -2,0 - очень низкое; от -1,0 до -2,0 - низкое; от -0,6 до -1,0 - ниже среднего; от -0,5 до +0,5 - среднее; от +0,6 до +1,0 - выше среднего; от +1,0 до +2,0 - высокое; больше +2,0 - очень высокое.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля (рис. 34.7
). При наличии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвидации имеющихся недостатков в физическом развитии.

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяются номограммы - графики геометрических величин, используемые при расчетах физического развития и физической работоспособности. Для оценки массы с учетом роста в номограмме необходимо найти фактическую массу и рост обследуемого, например 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию, параллельную линии М. Эта «мысленная» линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +1. Следовательно, оценка массы по росту будет +0,5, т.е. в пределах средних значений.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков.

Для связанных признаков (какими являются показатели физического развития) используются параметры, которые позволяет получить метод корреляции .

Метод корреляции основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого.

Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэффициента корреляции (связи), обозначаемого буквой R , предельное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение R будет приближаться к единице.

С помощью коэффициента корреляции вычисляется коэффициент регрессии (b ), который показывает, на какую величину изменится одна величина, если другая, связанная с ней, изменяется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

Метод антропометрических индексов

Хотя этот метод не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, он позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Приводим способы вычисления наиболее часто применяемых антропометрических индексов:

Весо-ростовой показатель . Вычисляется делением массы тела на его длину. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Данные весо-ростового показателя говорят об излишке массы или наоборот.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:

Рост (см) - 100 = масса (кг)

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель.

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173 - 105 = 68).

Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в процентах:

, где:

L 1 - длина тела в положении стоя;

L 2 - длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела. Частное от деления ниже 65-70 см 3 /кг у мужчин и 55-60 см 3 /кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила. Силовой показатель определяется по формуле и выражается в процентах:

Для сильнейшей кисти этот показатель равен 65-80% для мужчин и 48-50% для женщин.

Равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии.

Выражает разницу между длиной тела и суммой массы и окружности грудной клетки на выдохе.

Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181 - (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС), а также ортостатическая проба, проба Штанге и проба Генчи, о которых более подробно сказано в разделе 36 .

Как один из способов оценки физической подготовленности в практике физического воспитания в учебных заведениях используют обязательные тесты: бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа, бег на 2000 м и на 3000 м., плавание. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце - как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Частота сердечных сокращений (ЧСС)

Частота сердечных сокращений

По величине ЧСС можно судить об интенсивности физической нагрузки.

Оптимальный диапазон интенсивности физической нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих же границах существует линейная зависимость между мощностью работы, потреблением кислорода и минутным объемом сердца.

Существенным моментом при использовании ЧСС для дозирования нагрузки является ее зависимость от возраста.

Известно, что по мере старения уменьшается возможность усиления сердечной деятельности за счет учащения сокращения сердца во время мышечной работы. Оптимальную ЧСС с учетом возраста при продолжительных упражнениях можно определить по следующим формулам.

Для начинающих:

ЧСС = 170 - А,

где А - возраст в годах.

Для занимающихся регулярно в течении 1-2 лет:

ЧСС = 180 - А

Одномоментная функциональная проба с приседанием

Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с. с пересчетом на 1 мин. (исходная частота).

Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с. с пересчетом на 1 мин.

Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо - 76 и более.

В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с., 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин.). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Брау, Дилл 12-минутного теста

.

Выполнить его очень легко. Необходимо пробежать в течение 12 мин. по любой трассе. Если трудно бежать все 12 мин., можно на любом отрезке дистанции заменить бег ходьбой или даже отдыхом.

Измеряется расстояние, которое вы преодолели за 12 мин. Это расстояние пропорционально способности организма к максимальному поглощению кислорода, то есть степени вашей подготовленности.

Уровень подготовленности в возрасте 18-25 лет можно определить по специальной таблице.

Пульс 170 уд/мин отражает оптимальную мобилизацию возможностей сердца, так как при этом еще сохраняется максимальный ударный объем сердца. Кроме того, линейная зависимость между ЧСС и мощностью мышечной работы сохраняется именно до пульса 170 уд/мин.

Применять этот тест без разрешения врача не рекомендуется.

Тест Купера целесообразно использовать после нескольких месяцев занятий бегом, когда вы уже легко преодолеваете дистанцию 2-3 км. Если во время тестирования появляется одышка, усталость, то надо немедленно прекратить занятия.